ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108
Аннотация
Цель. В статье говорится о разработке организационно- методических основ формирования ИКТ-компетентности аспирантов на тре- тьей ступени высшего образования.
Методология и методики исследования. В работе были использованы теоретические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы сравнения и классификации, а также эмпирический метод наблюдения.
Результаты. Представлены направления отбора содержания образовательной программы, развивающей и закрепляющей ИКТ-компетентность аспирантов: воспитание ценностного отношения к применению ИКТ в профессиональной деятельности; формирование системы знаний и навыков обучающихся об информационной сфере, их готовности к использованию ИКТ в преподавании и научно-исследовательской работе, а также в управлении образованием; развитие навыков обработки и визуализации экспериментальных данных, моделирования процессов и явлений профессиональной деятельности с помощью ИКТ; освоение новых социально-педагогических ролей и умений создавать новую информационно-образовательную среду учебной организации. В соответствии с выделенными направлениями отобрано содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности». Разработаны целевые индикаторы и показатели ИКТ-компетентности аспирантов.
Научная новизна. Сформулировано авторское понимание ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров, разработана модель содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности», построенная на идее эволюционного развития ИКТ-компетентности аспирантов в трехуровневой системе высшей школы.
Практическая значимость. Предложенное содержание курса позволяет сформировать у будущих преподавателей-исследователей умения и навыки интеграции различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, педагогической, методической, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении ИКТ.
Об авторах
Т. А. БороненкоРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и вычислительной математики,
Санкт-Петербург
В. С. Федотова
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики,
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бакмаев А. Ш. Программная среда Moodle в развитии информационно-коммуникационной компетенции будущих учителей информатики // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2. С. 54–58.
2. Гриценчук Е. А. Информационно-коммуникационная компетентность учеников общеобразовательных учебных заведений как предмет мониторинга: международный и украинский опыт // Информационные технологии и средства обучения. 2012. Т. 31. № 5. С. 1.
3. Лепешинский И. Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск: РГБ, 2009. 176 с.
4. Маризина В. Н., Стрекалова Н. Б. Информационно-коммуникационная компетентность студента как фактор самореализации в информационном обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2, № 2. С. 64–68.
5. Миллер А. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителей средствами электронных образовательных ресурсов в условиях дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. С.-Петербург: РГБ, 2015. 220 с.
6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Москва: Перспектива, 2014. 24 с.
7. Старцева Е. С. ИКТ-компетентность учителя // Информационные технологии для новой школы: материалы конференции. С.-Петербург: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2011. С. 176–178.
8. Суханова О. Н. Овладение информационно-коммуникационными технологиями как способ развития профессиональной компетентности современного учителя // Непрерывное педагогическое образование. 2012. № 1. С. 69.
9. Тарыма А. К., Лапчик М. П. Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1. С. 136–140.
10. Шамшурина А. А. Методологические основы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 86–90.
Рецензия
Для цитирования:
Бороненко Т.А., Федотова В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2016;(1):95-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108
For citation:
Boronenko T.A., Fedotova V.S. THE FORMATION OF IT COMPETENCE OF THE ACADEMIC STAFF IN A THREE LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(1):95-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108