Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108

Аннотация

Цель. В статье говорится о разработке организационно- методических основ формирования ИКТ-компетентности аспирантов на тре- тьей ступени высшего образования.

Методология и методики исследования. В работе были использованы теоретические методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, методы сравнения и классификации, а также эмпирический метод наблюдения.

Результаты. Представлены направления отбора содержания образовательной программы, развивающей и закрепляющей ИКТ-компетентность аспирантов: воспитание ценностного отношения к применению ИКТ в профессиональной деятельности; формирование системы знаний и навыков обучающихся об информационной сфере, их готовности к использованию ИКТ в преподавании и научно-исследовательской работе, а также в управлении образованием; развитие навыков обработки и визуализации экспериментальных данных, моделирования процессов и явлений профессиональной деятельности с помощью ИКТ; освоение новых социально-педагогических ролей и умений создавать новую информационно-образовательную среду учебной организации. В соответствии с выделенными направлениями отобрано содержание дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности». Разработаны целевые индикаторы и показатели ИКТ-компетентности аспирантов.

Научная новизна. Сформулировано авторское понимание ИКТ-компетентности научно-педагогических кадров, разработана модель содержания дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в образовании и научно-исследовательской деятельности», построенная на идее эволюционного развития ИКТ-компетентности аспирантов в трехуровневой системе высшей школы.

Практическая значимость. Предложенное содержание курса позволяет сформировать у будущих преподавателей-исследователей умения и навыки интеграции различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, педагогической, методической, научно-исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении ИКТ.

Об авторах

Т. А. Бороненко
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой информатики и вычислительной математики,

Санкт-Петербург



В. С. Федотова
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ленинградский государственный университет им. А. С. Пушкина»
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики и вычислительной математики,

Санкт-Петербург 



Список литературы

1. Бакмаев А. Ш. Программная среда Moodle в развитии информационно-коммуникационной компетенции будущих учителей информатики // Экономические и гуманитарные исследования регионов. 2011. № 2. С. 54–58.

2. Гриценчук Е. А. Информационно-коммуникационная компетентность учеников общеобразовательных учебных заведений как предмет мониторинга: международный и украинский опыт // Информационные технологии и средства обучения. 2012. Т. 31. № 5. С. 1.

3. Лепешинский И. Ю. Развитие ИКТ-компетентности студентов учебных военных центров в условиях интеграции базового и военно-профессионального образования: дис. ... канд. пед. наук. Омск: РГБ, 2009. 176 с.

4. Маризина В. Н., Стрекалова Н. Б. Информационно-коммуникационная компетентность студента как фактор самореализации в информационном обществе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2007. Т. 2, № 2. С. 64–68.

5. Миллер А. Л. Формирование ИКТ-компетентности учителей средствами электронных образовательных ресурсов в условиях дополнительного профессионального образования: дис. … канд. пед. наук. С.-Петербург: РГБ, 2015. 220 с.

6. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Москва: Перспектива, 2014. 24 с.

7. Старцева Е. С. ИКТ-компетентность учителя // Информационные технологии для новой школы: материалы конференции. С.-Петербург: Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2011. С. 176–178.

8. Суханова О. Н. Овладение информационно-коммуникационными технологиями как способ развития профессиональной компетентности современного учителя // Непрерывное педагогическое образование. 2012. № 1. С. 69.

9. Тарыма А. К., Лапчик М. П. Теоретические основы формирования ИКТ-компетентности будущих учителей тувинского языка в условиях двуязычия // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 1. С. 136–140.

10. Шамшурина А. А. Методологические основы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего учителя // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 1. С. 86–90.


Рецензия

Для цитирования:


Бороненко Т.А., Федотова В.С. ФОРМИРОВАНИЕ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ НАУЧНО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В ТРЕХУРОВНЕВОЙ СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2016;(1):95-108. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108

For citation:


Boronenko T.A., Fedotova V.S. THE FORMATION OF IT COMPETENCE OF THE ACADEMIC STAFF IN A THREE LEVEL SYSTEM OF HIGHER EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(1):95-108. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-1-95-108

Просмотров: 1308


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)