Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ НАСТАВНИЧЕСТВА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-55-67

Аннотация

Цель статьи – представить процесс интеграции специальной и педагогической компетенции при решении производственных и педагогических задач в образовательных организациях и на производственных предприятиях, занимающихся подготовкой наставников.

Методы, используемые в работе: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме; анализ федеральных государственных образовательных стандартов и профессиональных стандартов; моделирование процессов.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены проблемы формирования коммуникативной компетентности при подготовке наставников. Дана характеристика уровней формирования наставничества: «формальный наставник»; «наставник-теоретик», «наставник-тренер»; «наставник-консультант»; «наставник-профессионал». Раскрыт педагогический потенциал феномена «наставничество» и показан инновационный путь наставничества в рамках системы компетентностного подхода. Продемонстрирована интегративность деятельности наставника при решении производственных и педагогических задач.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы мастерами производственного обучения и наставниками в учебном процессе. Применение описанной модели интеграции педагогической и производственной задач обеспечит формирование коммуникативной компетентности как части профессионального обучения и позволит повысить результативность профессионально-педагогического образования в целом.

Об авторе

Вера Терентьевна Сопегина
Институт развития территориальных систем профессионально-педагогического образования Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург, (РФ)
Россия
кандидат педагогических наук, заместитель директора


Список литературы

1. Батышев А. С. Педагогическая система наставничества в трудовом коллективе. Москва: Высшая школа, 1985. 272 с.

2. Дуальная система обучения // Русско-немецкий словарь-справочник [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http//prof-mayak.ru/wp-content/uploads/2015/06/BIBB-Glossar.pdf/ (дата обращения 20.09.2015).

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Москва: Академия, 2009. 384 с.

4. Золотарева Н. М. Развитие системы подготовки кадров для инновационной экономики // Образование и наука. 2014. № 5. С. 14–22.

5. Исаева Т. И. Компетенции студентов и преподавателей высшей школы: способы формирования и оценивания: монография. Ростовский государственный университет путей сообщения. Ростов н/Д, 2010. 152 с.

6. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Москва: Академия, 2010. 304 с.

7. Климов Е. А. Жизненный путь профессионала и нормальные кризисы развития. Москва: Логос, 2007. 855с

8. Кругликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения: учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. Москва: Академия, 2007. 272 с.

9. Кузнецов В. В. Введение в профессионально-педагогическую специальность: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Москва: Академия, 2007. 176 с.

10. Масалимова А. Р. Проектирование и реализация содержания учебно-методического обеспечения корпоративной подготовки наставников // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.science-education.ru/pdf/2014/1/211.pdf (дата обращения 12.09.2015)

11. Материалы VI международной промышленной выставки «Иннопром – 2015», г. Екатеринбург. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.innoprom.com/about/general-information/ (дата обращения 15.09.2015)

12. Подготовка рабочих кадров на основе дуального обучения. Системный проект агентства стратегических инициатив [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.asi.ru/projects/7267/ (дата обращения 13.09.2015)

13. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис: приказ Министерства образования и науки РФ от 5 апреля 2010 г. № 273. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98436/#ixzz3lgkoy6ql/(дата обращения 25.08.2015)

14. Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель/управляющий гостиничного комплекса/сети гостиниц»: приказ Минтруда России от 07.05.2015 № 282н [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/98436/#ixzz3lgkoy6ql/ (дата обращения 25.08.2015).

15. Рогачевская Л. С. Наставничество: история и современность. Москва: Знание, 1982. 63 с.

16. Сташенко А., Чеглакова Л. Наставничество: мода становится трендом // Корпоративные университеты. 2008. № 15. С. 37–49.

17. Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография. Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2007. Т. 1. 305 с.

18. Шавалиев А. Н. Об особенностях подготовки квалифицированных кадров в Свердловской области на основе практико-ориентированного (дуального) обучения // Профессиональное образование и рынок труда. 2015. № 5–6. С. 21–25.

19. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учебное пособие. Екатеринбург. 1996. 288 с.

20. Bundesinstitut fur berufsbildung. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.bibb.de/de/460.php/.

21. Carol A. Mullen. At the tipping point. Role of formal faculty mentoring in changing university research cultures [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/12339783/At_the_tipping_point_Role_of_formal_facult y_mentoring_in_changing_university_research_cultures)/ (дата обращения 27.08.2015).

22. Dale H. Schunk. Carol A. Mullen. Toward a Conceptual Model of Mentoring Research: Integration with Self-Regulated Learning. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/12353965/Toward_a_Conceptual_Model_of_Mentoring_Research_Integration_with_Self-Regulated_Learning (дата обращения 25. 08. 2015)

23. National mentoring partnership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://translate.google.ru/translate? hl=ru&sl=en&u=http://www.mentoring.org/2015_national_mentoring_summit/2015_workshops/&prev=search/.

24. Virginia mentoring partnership [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&u= http://www.vamentoring.org/training&prev=search/.


Рецензия

Для цитирования:


Сопегина В.Т. О ФОРМИРОВАНИИ КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ НАСТАВНИЧЕСТВА. Образование и наука. 2016;(2):55-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-55-67

For citation:


Sopegina V.T. COMMUNICATION COMPONENT FORMATION OF TEACHERS’ COMPETENCE IN THE MENTORING PROCESS. The Education and science journal. 2016;(2):55-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-2-55-67

Просмотров: 1219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)