НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-55-68
Resumen
Цель статьи – раскрыть особенности и возможности научно-исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования (СПО).
Методы – теоретические: анализ законодательной, нормативной документации; сравнение и обобщение выводов ученых об исследовательской деятельности; эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение опыта организации исследовательской работы.
Результаты. Предложено определение понятия «исследовательское умение»; разработана система организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования, включающая определение подходов к понятию «исследование»; составление программы формирования исследовательских умений и программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами; определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности; создание инновационной инфраструктуры как совокупности ресурсов и средств, обеспечивающих обслуживание исследовательской деятельности.
Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования. Выявлены особенности образовательной программы СПО, определяющие формы научно-исследовательской деятельности. Предложены новые подходы к понятию «исследование», формированию исследовательских умений и развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей как субъектов исследовательской деятельности.
Практическая значимость – применение описанных в статье подходов к проведению исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования позволяет повысить уровень обучения студентов и расширить функциональные возможности педагогических работников.
Referencias
1. Ваганова Н. О. Конференция по итогам практики как форма взаимодействия разноуровневых учебных заведений в университетском комплексе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. No 1. С. 177–180.
2. Ваганова Н. О. Модульная структура университетского комплекса // Мир науки, культуры, образования. 2014. No 1 (44). С. 76–78.
3. Ваганова Н. О. Сетевое взаимодействие образовательной организации с производством // Образование и общество. 2015. Т. 3. No 92. С. 54–57.
4. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Основные подходы к разработке механизмов интеграции корпоративных интегрированных систем в сфере образования // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. No 5. С. 73–78.
5. Дорожкин Е. М., Давыдова Н. Н. Развитие ОУ в ходе сетевого взаимодействия // Высшее образование в России. 2013. No 11. С. 11–17.
6. Игошев Б. М., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. 2015. No 11. С. 12–18.
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 – 2020 годы. Утверждена распоряжением Правительством РФ от 29 декабря 2014 года No 2765-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://2016-god.com/koncepciya-razvitiya-obrazovaniya-na-2016–2020-gody/.
8. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. Москва: АСТ, 2003. 320 с.
9. Лопаткин В. М., Куликова Л. Г., Бокова О. А. современные подходы к пониманию научно-исследовательской деятельности студентов, магистрантов и аспирантов // Вестник алтайской науки. 2015. No 1 (23). С. 508–513.
10. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / под ред. В. С. Степина. Москва: Мысль, 2001.
11. Поппер К. Логика научного исследования: пер. с англ. / под общ. ред. В. Н. Садовского. Москва: Республика, 2004. 447 с.
12. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/.
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 08.04.01 Строительство. Приказ Минобрнауки России от 30 октября 2014 г. No 1419. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://minjust.consultant.ru/files/pdf/f5e5ff81– 7cc8–4c63-bfa1-a43300ef8139.
14. Савенков А. И. Психологические основы исследовательского обучения школьников // Фiзiка: праблемы выкладання. 2007. No 3. С. 14–24.
15. Силкина Н. В., Ваганова Н. О. Деятельностная модель развития профессионально-педагогических компетенций преподавателей учреждений СПО РФ // Вестник Казахской академии транспорта и коммуникаций им. М. Тынышпаева. 2011. No 4.
16. Синякова М. Г., Давыдова Н. Н., Фоменко С. Л. Тенденции развития социального партнерства в условиях сетевой кластерной интеграции // Педагогический журнал Башкортостана. 2014. No 5. С. 36–46.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. No 2227-р. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016.
18. Федоров В. А., Давыдова Н. Н. Методологические основания управления ОУ в условиях сетевого взаимодействия // Казанская наука. 2013. No 9. С. 13–21.
19. Фоменко С. Л., Давыдова Н. Н. Некоторые подходы к организации кластерной интеграции образовательных организаций // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015. No 6. С. 22–27.
Recensión
Para cita:
Vaganova N.O., Lopatkin V.M. SCIENTIFIC-RESEARCH WORK OF STUDENTS IN ORGANIZATIONS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION. The Education and science journal. 2016;(5):55-68. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5-55-68