Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППИРОВКИ МОЛОДЕЖИ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-66-90

Полный текст:

Аннотация

Аннотация. Цель статьи – рассмотреть риски вовлечения молодежи в экстремистские сообщества путем психологического давления через сеть Интернет.

Методы. В качестве методов в работе были использованы теоретический анализ и метод моделирования.

Результаты. Интернет-пространство описано как среда и инструмент психологического воздействия на молодежь, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. Погруженность подростков, юношей и девушек в виртуальное пространство существенно преобразует формы их активности и, как следствие, трансформирует ведущую деятельность, что, в свою очередь, приводит к появлению совершенно иных психических новообразований. Выделены три основных эффекта контактов с Интернет – «эффект дрейфа целей», мифологичность и «эффект азарта»; показано их влияние на личность в каждом возрастном периоде. С учетом специфики мотивов выстраивания взаимодействия в виртуальном пространстве классифицированы основные типы поведенческих паттернов, которые демонстрирует молодежь в Интернет. Степень активности молодых людей в сети представлена с позиций комплексных стратегий поведения – блокирования информации, изменения дистанции, контроля, преобразования. Обозначены группы риска пользователей, наиболее восприимчивых к экстремистским манипуляциям. Систематизированы «зоны уязвимости» представителей каждой группы и описан пошаговый алгоритм вовлечения вербовщиками объектов своего воздействия в экстремистские сообщества.

Научная новизна работы заключается в обсуждении одной из наиболее острых проблем современности – изменившихся условий взросления и социализации подрастающего поколения, неотъемлемой частью существования которого является постоянное пребывание в сетевом виртуальном пространстве, где несформировавшаяся личность весьма уязвима перед воздействием экстремистского контента. Для предотвращения увеличившейся потенциальной угрозы вовлечения молодых людей в деструктивную, асоциальную и преступную деятельность авторы предлагают обратить пристальное внимание на объект целенаправленных атак экстремистских сообществ. Подробное изучение социально-психологических особенностей сетевого поведения молодежи, подверженной влиянию опасного контента, поможет своевременной профилактике экстремистских настроений в молодежной среде.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы для выработки мер по эффективному предотвращению воздействия экстремистских групп на молодых пользователей сети Интернет. 

Об авторах

Ольга Владимировна Кружкова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия

кафедра философии и акмеологии

кандидат психологических наук, заведующая кафедрой



Ирина Владимировна Воробьева
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия

кафедра философии и акмеологии

кандидат психологических наук, доцент 



Дарья Михайловна Никифорова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия

кафедра философии и акмеологии

старший преподаватель 



Список литературы

1. Бочаров М. И., Симонова И. В. Превентивные средства и методы противодействия негативным воздействиям на личность со стороны информационно-агрессивной среды Интернет // Научный поиск. 2014. № 2.2. С. 6–16.

2. Войскунский А. Е. Концепции зависимости и присутствия применительно к поведению в Интернете // Медицинская психология в России. 2015. № 4 (33). С. 6.

3. Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Москва: Педагогика, 1984. С. 244–268.

4. Карпова Д. Н. Интернет-коммуникация: новые вызовы для молодежи // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 5 (32). С. 208–212.

5. Келейнова М. Е., Паклина В. В. Воздействие Интернета на развитие детей: позитивные и негативные факторы // Известия института систем управления СГЭУ. 2015. № 2 (12). С. 55–59.

6. Козлова Н. С. Влияние интернет-среды на личность и ее жизнедеятельность // Знание. Понимание. Умение. 2015. № 3. С. 274–283.

7. Кондратьева Т. В. Воздействие искусственного интеллекта на личность // Человек в системе социокультурных отношений: сборник научных статей. Москва: Фонд Новое тысячелетие, 2000. Вып. 3. С. 101–112.

8. Кружкова О. В. Диспозиции защитного и совладающего поведения личности: теоретический конструкт и эмпирическая модель // Ярославский педагогический вестник. 2012. Т. 2. № 3. С. 222–227.

9. Крысько В. Г. Психология и педагогика. Вопросы – ответы. Структурные схемы: учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ, 2004. 367 с.

10. Кубякин Е. О. Молодежный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 4 (9). С. 149–152.

11. Меркурьев В. В., Агапов П. В. Криминологическая характеристика преступности, связанной с организацией экстремистского сообщества // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 1. С. 26–35.

12. Минаков A. В. Некоторые психологические свойства и особенности Интернет как нового слоя реальности [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sbiblio.com/BIBLIO/archive/minakov_some_psihological_properties/ (дата обращения 31.10.2016).

13. Молодежь в России. 2010: сборник статей / ЮНИСЕФ, Росстат. Москва: Статистика России, 2010. 166 с.

14. Руденкин Д. В. Интолерантность как ценностная установка российской молодежи: причины и следствия // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2014. № 4 (29). С. 89–101.

15. Руденкин Д. В., Руденкина А. И. Как виртуальные социальные сети влияют на динамику политического протеста в обществе? // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки. 2016. № 4. С. 3.

16. Симонова И. А. Социальный серфинг: выбор не выбирать // Человек перед выбором в современном мире: проблемы, возможности, решения: материалы Всероссийской научной конференции. Москва (ИФ РАН), 27–28 октября 2015 г.: в 3 т. Москва: Научная мысль, 2015. Т. 2. С. 264–267.

17. Федеральная служба государственной статистики [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ (дата обращения 31.10.2016).

18. Что такое Интернет? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://novichkam.info/uchebnik/bazovyie-znaniya/chto-takoe-internet/?i=1 (дата обращения 31.10.2016).

19. Чупров В. И., Зубок Ю. А. Экстремизм среди молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2009. № 1 (89). С. 146–166.

20. Шабшин И. О психологических особенностях общения в Интернете // Московский психотерапевтический журнал. 2005. № 1. С. 158–182.

21. Angie A. D., Davis J. L., Allen M. T., Byrne C. L., Ruark G. A., Cunningham C. B., Hoang T. S., Bernard D. R., Hughes M. G., Connelly S., O’hair H. D., Mumford M. D. Studying Ideological Groups Online: Identification and Assessment of Risk Factors for Violence // Journal of Applied Social Psychology. 2011. Vol. 41. Issue 3. P. 627–657.

22. Costello M., Hawdon J., Ratliff T., Grantham T. Who views online extremism? Individual attributes leading to exposure // Computers in Human Behavior. 2016. Vol. 63. Р. 311–320.

23. Lennings C. J., Amon K. L., Brummert H., Lennings N. J. Grooming for terror: The internet and young people // Psychiatry, Psychology and Law. 2010. Vol. 17. Issue 3. P. 424–437.

24. Näsi M., Räsänen P., Hawdon J., Holkeri E., Oksanen A. Exposure to online hate material and social trust among Finnish youth // Information Technology and People. 2015. Vol. 28. Issue 3. Р. 607–622.

25. Oksanen A., Hawdon J., Holkeri E., Näsi M., Räsänen P. Exposure to online hate among young social media users // Sociological Studies of Children and Youth. 2014. Vol. 18. Р. 253–273.

26. Pauwels L., Schils N. Differential Online Exposure to Extremist Content and Political Violence: Testing the Relative Strength of Social Learning and Competing Perspectives // Terrorism and Political Violence. 2014.

27. Pyrooz D. C., Decker S. H., Moule R. K. Criminal and Routine Activities in Online Settings: Gangs, Offenders, and the Internet // Justice Quarterly. 2015. Vol. 32. Issue 3. P. 471–499.

28. Taylor W. D., Johnson G., Ault M. K., Griffith J. A., Rozzell B., Connelly S., Jensen M. L., Dunbar N. E., Nes A. M. Ideological group persuasion: A within-person study of how violence, interactivity, and credibility features influence online persuasion // Computers in Human Behavior. 2015. Vol. 51. Issue PA. Р. 448–460.

29. Wakefield M. A., Rice C. J. The Impact of Cyber-Communication on Today’s Youth // Professional Counseling Digest. 2008. Р. 8.

30. Wojcieszak M. «Don’t talk to me»: Effects of ideologically homogeneous online groups and politically dissimilar offline ties on extremism // New Media and Society. 2010. Vol. 12. Issue 4. Р. 637–655.


Для цитирования:


Кружкова О.В., Воробьева И.В., Никифорова Д.М. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОВЛЕЧЕНИЯ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППИРОВКИ МОЛОДЕЖИ В СРЕДЕ ИНТЕРНЕТ. Образование и наука. 2016;(10):66-90. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-66-90

For citation:


Kruzhkova O.V., Vorobyeva I.V., Nikiforova D.M. PSYCHOLOGICAL ASPECTS OF INVOLVEMENT OF YOUNG PEOPLE IN EXTREMIST GROUPS IN THE INTERNET ENVIRONMENT. The Education and science journal. 2016;(10):66-90. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-10-66-90

Просмотров: 520


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)