МОЖНО ЛИ «ПОСЧИТАТЬ» КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ?
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-136-147
Аннотация
В статье рассматривается проблема оценки качества образования, решение которой значительно осложняется социокультурной многомерностью учебного процесса, не позволяющей вывести исчерпывающие количественные критерии. Далеко не всегда с помощью формального мониторинга можно оценить педагогический замысел, атмосферу образовательной среды, выявить культурологические основания процессов обучения и воспитания, охарактеризовать уклад жизни учебного учреждения, направленность развития личности, а также потенциал саморазвития человека, обеспечивающий его становление.
Управление качеством образования должно сопровождаться постоянной обратной связью органов руководства с участниками образовательного процесса, которая во многом будет способствовать эффективности его результатов. Отмечается, что избыточность контроля в деятельности образовательного учреждения чаще всего не приводит к желаемому повышению качества, а лишь искажает ценности и цели обучения и воспитания.
Область применения результатов исследования, предпринятого автором статьи, – теория образования, его культурологическая направленность, управление развитием образовательных систем и процессов.
Об авторе
Л. И. ЛурьеРоссия
доктор педагогических наук, профессор кафедры высшей математики, профессор кафедры педагогики Пермского государственного педагогического университета, профессор кафедры математического моделирования систем и процессов Пермского государственного технологического университета, Заслуженный учитель РФ
Список литературы
1. Валеев Г. Х. Экспертиза научных исследований в сфере социогуманитарных знаний // Педагогика. 2006. No 5. С. 27.
2. Денисенко А. Образование: из социальной сферы – в инвестиционную // Деловое Прикамье. 2007. No 15.
3. Загвязинский В. И. Социальные функции образования и его стратегические ориентиры в период модернизации // Образование и наука. Изв. УрО РАО. No 7 (86). С. 17.
4. Лапин Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социолог. исследования. 1996. No 5.
5. Латыпова Р. Почем нынче творчество? // Учит. газ. 2008. No 2.
6. Лобок А. М. Профессиональная педагогическая экспертиза: как преодолеть миражи? // Воспитание. Образование. Педагогика. М.: Чистые пруды, 2008. С. 13.
7. Платонов А. Чутье правды. М., 1990. С. 40.
8. Сергеев О. Единый государственный экзамен: сценарий провала // Рос. образование для всех. 2007. No 08 (09). С. 4.
9. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: АСТ-ЛТД, 1998. С. 104.
Рецензия
Для цитирования:
Лурье Л.И. МОЖНО ЛИ «ПОСЧИТАТЬ» КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ? Образование и наука. 2012;(6):136-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-136-147
For citation:
Lurye L.I. Can the Quality of Education Be Estimated? The Education and science journal. 2012;(6):136-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-6-136-147