ТРИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛИ ТВОРЧЕСТВА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-54-66
Аннотация
Предмет статьи – понятие творчества, цель – демонстрация парадоксальной природы творческого акта. Обычно творчество в современном мире принято понимать как «создание нового». Однако такое представление вовсе не является единственным, поскольку в разных культурах между собой традиционно конкурируют три предельно общих дефиниции творчества: 1) новое – это повторение старого; 2) новое – уникальный синтез старых форм; 3) новое возникает из ничего. Показано, что три формулы творчества берут начало из трех одинаково сильных религиозных традиций – пантеизма, панентеизма и монотеизма. Пантеистическая схема применительно к человеческому творчеству, по мнению автора, объясняет преимущественно особенности научно-теоретической деятельности. Как известно, в науке вершину творчества усматривают в открытии (не в изобретении) ученым фундаментального закона природы, растворенного в многообразии явлений и предопределяющего их. Из панентеистической модели светская философия выводит особую теорию человеческой креативности. Творчество, понимаемое в духе панентеизма, – не столько открытие того, что уже существует, сколько свободное конструирование, изобретение. По-видимому, данная модель отвечает, прежде всего, делу инженерии и становится основанием ряда теорий изобретательства и рационализации. В соответствии с этими двумя точками зрения, алгоритм творчества прост, и возможно массовое обучение творчеству. Согласно же монотеизму, творчество непременно сопряжено с чудом, обучение ему невозможно. Поэтому, например, педагогическая технология творчества – нонсенс. Эти противоположные мнения одинаково правомерны, что подтверждается многочисленными фактами новообразований в истории человечества.
При помощи метода философской диалектики автор парадоксально синтезирует указанные альтернативные позиции. По его мнению, «парадокс творчества», периодически стимулирующий дискуссии о креативном измерении человека, принципиально неустраним, и этот парадокс важно учитывать в креатологических исследованиях.
Об авторе
Д. В. ПивоваровРоссия
доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой религиоведения философского факультета Уральского федерального университета им.Б.Н.Ельцина
Список литературы
1. Пивоваров Д. В. Онтология религии. СПб.: Владимир Даль, 2009. С. 182–186.
2. Бхагавад-Гита 9, 4–10.
3. Тиллих П. Систематическая теология. Т. I, II. М.; СПб.: Университет. кн., 2000. С. 223–229.
Рецензия
Для цитирования:
Пивоваров Д.В. ТРИ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИХ МОДЕЛИ ТВОРЧЕСТВА. Образование и наука. 2012;1(7):54-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-54-66
For citation:
Pivovarov D.V. Three Religious Philosophic Models of Creativity. The Education and science journal. 2012;1(7):54-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-54-66