СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-113-125
Аннотация
Качество образования, в том числе и профессионального, зависит, в первую очередь, от его содержания. В статье, на основе теории уровневого формирования содержания образования, созданной В. В. Краевским и И. Я. Лернером, описан процесс отбора учебного материла и проектирования программы дисциплины «Русский язык и культура речи», преподающейся в медицинском вузе. Доказывается актуальность данного предмета для будущих медработников. Известно, что указанный род занятий относятся к лингвоактивным. Поэтому высокий уровень лингвистической и коммуникативной компетентности является непременным условием высокого уровня профессионализма врача.
Особое внимание уделяется требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования 3-го поколения к содержанию гуманитарного цикла обучения. Перечислены общекультурные компетенции, которыми должны обладать выпускники специальности «лечебное дело» с квалификациями «врач-лечебник», «врач-педиатр». Показано, что цели, задачи и содержание разделов курса «Русский язык и культура речи» соответствуют требованиям, зафиксированным в стандартах, и во многом совпадают с ними.
Раскрывается суть содержания учебной программы, электронного учебника и учебного пособия, разработанных автором статьи непосредственно для медицинских образовательных учреждений. Автор надеется, что ее исследование и подготовленный в виде печатных и электронных материалов учебно-методический ресурс формирования и развития лингвистической и коммуникативной компетентности помогут будущим специалистам более эффективно организовать предстоящую профессиональную практику.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. ОрловаРоссия
кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой русского языка (как иностранного) Ивановской государственной медицинской академии
Список литературы
1. Краевский В. В., Лернер И. Я. Дидактические основания определения содержания учебника // Проблемы школьного учебника. Вып. 8. М.: Просвещение, 1980. С. 34–49.
2. Орлова Е. В. Культура профессионального общения врача: коммуникативно-компетентностный подход: моногр. М.: Форум, 2012. 288 с.
3. Орлова Е. В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 462 с.
4. Орлова Е. В.Русский язык и культура речи: электронное издание для студентов медицинских вузов: регистр. свид-во No 19490; номер гос. регистр. 0321001127. Иваново: ГОУ ВПО Ив- ГМА Росздрава, 2010.
5. Перловский Л. Сознание, язык и математика // Звезда. 2003. No 2. С. 215–216.
6. ФГОС ВПО: Приказ Минобрнауки России от 8 ноября 2010 г. No1118 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/ dok/fgos/7199; http://mon.gov.ru/dok.
Рецензия
Для цитирования:
Орлова Е.В. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» В ВУЗЕ. Образование и наука. 2012;1(7):113-125. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-113-125
For citation:
Orlova Y.V. Educational Content of the «Russian Language and Culture of Speech» Discipline in Higher School. The Education and science journal. 2012;1(7):113-125. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-7-113-125