ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-88-107

Полный текст:


Аннотация

Введение. В программах подготовки студентов медицинских специальностей математика является предметом базового образования, т. е. непрофильной дисциплиной. Однако ее изучение крайне важно для будущих врачей, так как в последнее время происходит стремительная математизация области здравоохранения. Появляется множество новых медицинских приборов, техники и высоких технологий, основанных на математическом моделировании, анализе и прогнозировании. Математические методы широко применяются для диагностики, разработок систем жизнеобеспечения и описания различных биологических процессов как на молекулярном уровне, так и на уровне целостного организма, его систем, органов и тканей. Без знания математики невозможно решение многих медицинских задач в областях таксономии, генетики, организации медицинской службы. К сожалению, при всей очевидной значимости математической подготовки для профессии врача ее необходимость слабо осознается не только студентами младших курсов, но и некоторыми преподавателями специализированных кафедр медицинских вузов.

Цель публикации – обсуждение проблем, возникающих при преподавании математики в медицинском университете, и возможных путей их решения.

Методология и методики. Представленная в статье работа основана на моделировании учебного процесса. В ходе исследования использовались методы анализа, обобщения и метод экспертных оценок.

Результаты и научная новизна. Аспекты математической подготовки в медицинском вузе рассмотрены на основе универсальной мультипликативной модели качества обучения. Показано, что основные трудности освоения студентами программ математических дисциплин связаны с такими факторами, как низкий исходный (школьный) уровень математических знаний учащихся, их мотивация к обучению, во многом устаревшие методики преподавания математики и содержание курсов, формирование которого осложняется 

существующим дисбалансом между объемом учебного материала и временем, предусмотренным для его изучения. Повысить качество обучения, с точки зрения авторов, можно за счет увеличения или перераспределения учебных часов, стимулирования мотивации студентов, совершенствования содержательной и методической компонент преподавания посредством активного привлечения электронных ресурсов и использования информационных технологий. Преподавателям следует избегать излишнего математического формализма и стремиться к формированию у студентов навыков самостоятельной работы с помощью математико-компьютерных методов.

Практическая значимость. Резюмируется, что для повышения качества обучения математике будущих врачей требуется переход от классического преподавания дисциплины к обучению способам технологического применения математических методов в медицинской практике и при самостоятельном проведении медицинских исследований.


Об авторах

В. Я. Гельман
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург
Россия
доктор технических наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики


Л. А. Ушверидзе
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург
Россия
кандидат технических наук, доцент кафедры медицинской информатики и физики


Ю. П. Сердюков
Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова, Санкт-Петербург
Россия
доктор технических наук, профессор кафедры медицинской информатики и физики


Список литературы

1. Драчук Л. А., Шамаева Т. Н. Содействие формированию профессиональных компетенций у студентов медицинского вуза в процессе преподавания естественно-научных дисциплин // Педиатрический вестник Южного Урала. 2015. № 2. С. 28–34.

2. Щербакова И. В. Совершенствование обучения физике и математике студентов медицинских вузов // Наука и образование: современные тренды: коллективная монография / ред. О. Н. Широков. Чебоксары: Интерактив плюс, 2014. Вып. 6. С. 288–296.

3. Гельман В. Я. Преподавание естественнонаучных дисциплин в нетехнических вузах. Saarbrücken, Germany: Lambert Academic Publishing, 2014. 88 p.

4. Саранцев Г. И. Методология методики обучения математике. Саранск: Красный октябрь, 2001. 144 с.

5. Гельман В. Я. Проблемы преподавания математики в туристском вузе // Вестник НАТ. 2010. № 3 (15) С. 61–64.

6. Miles S. et al. Statistics teaching in medical school: Opinions of practising doctors // BMC Medical Education. 2010. № 10. P. 1–8.

7. Гельман В. Я., Хмельницкая Н. М. Компетентностный подход в преподавании фундаментальных дисциплин в медицинском вузе // Образование и наука. 2016. № 4. С. 33–46. DOI:10.17853/1994–5639–2016–4-33–46.

8. Nusbaum N. J. Perspectives: Mathematics Preparation for Medical School: Do All Premedical Students Need Calculus? // Teaching and Learning in Medicine. 2006. V. 18. № 2. P. 165–168.

9. Van Gog T., Paas F., Van Merriënboer J. J. G. Effects of process-oriented worked examples on troubleshooting transfer performance // Learning and Instruction. 2006. V. 16. P. 154–164.

10. Padmavathy R. D., Mareesh K. Effectiveness of Problem Based Learning in Mathematics // International Multidisciplinary e-Journal. 2013. V. II. № 1. P.

11. –51.

12. Гельман В. Я., Белов Д. Ю., Ланько С. В., Сердюков Ю. П., Тихомирова А. А. Проблемы преподавания информационныхкоммуникационных технологий в медицинском последипломном образовании // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. № 1 (50). С. 18–25.

13. Сердюков Ю. П., Гельман В. Я., Ланько С. В. Информационные технологии в преподавании физики в медицинском вузе // Медицинская физика. 2017. № 2 (74). С. 74–81.

14. Гельман В. Я. Решение математических задач средствами Excel. Практикум. С.-Петербург: Питер, 2003. 240 с.

15. Гельман В. Я., Тихомирова А. А. Статистический анализ медико-биологических данных в MS Excel: учебно-методическое пособие. С.-Петербург: СПбГПМУ, 2016. 56 с.

16. Гельман В. Я. Преподавание статистических дисциплин в условиях уровневой системы подготовки // Вестник НАТ. 2011. № 4 (20). С. 93–96.

17. Гельман В. Я., Дмитриева Е. С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта обучаемых с восприятием невербальной информации // Психология обучения. 2017. № 11. С. 28–38.

18. Лещенко В. Г., Ильич Г. К. Медицинская и биологическая физика. Москва: Высшая школа, 2012. 552 с.

19. Ремизов А. Н. Медицинская и биологическая физика. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2012. 648 с.

20. Колесов В. В., Романов М. Н. Математика для медицинских вузов: задачи с решениями: учебное пособие. Москва, 2015. 320 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Гельман В.Я., Ушверидзе Л.А., Сердюков Ю.П. ПРЕПОДАВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2018;20(2):88-107. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-88-107

For citation: Gelman V.Y., Ushveridze L.A., Serdyukov Y.P. TEACHING MATHEMATICAL DISCIPLINES AT THE MEDICAL UNIVERSITY. The Education and science journal. 2018;20(2):88-107. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-88-107

Просмотров: 216

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)