Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КУРСОВЫХ РАБОТ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-180-195

Полный текст:

Аннотация

Введение. Вопросы формирования и оценки профессиональных компетенций студентов высших профессиональных образовательных учреждений широко обсуждаются в научном сообществе. Проблемам компетентностного подхода посвящено огромное количество российских и зарубежных публикаций. Однако общей методики определения уровня сформированности компетенций до сих пор не существует, так как характеристики каждого направления подготовки специалистов настолько специфичны, что невозможно все профессиональные компетенции подвести под единую универсальную шкалу измерения.

Цель статьи – представить разработанную автором методику оценки качества курсовых работ по дисциплине «Базы данных», которая изучается бакалаврами направления подготовки «Бизнес-информатика», осуществляемой в условиях компетентностно-ориентированного подхода.

Методология и методики. Описанное в публикации исследование носит опытно-поисковый, экспериментальный характер. В процессе работы применялись анализ содержания федерального государственного образовательного стандарта высшего образовании (ФГОС ВО), технология data mining (метод интеллектуального анализа данных) и статистические методы обработки материалов.

Результаты и научная новизна. Сформулированы критерии, позволяющие оценивать качество студенческих курсовых работ с учетом особенностей компетентностно-ориентированной модели образовательного процесса и специфики направления профессиональной подготовки. Показано соотношение данных критериев диагностики с заявленными в образовательном стандарте компетенциями. Продемонстрировано, как с помощью предлагаемых индикаторов можно производить экспертизу общей структуры и отдельных разделов курсовой работы. Сделаны выводы о том, что 1) необходим системный текущий контроль степени усвоения профессиональных компетенций, позволяющий своевременно корректировать индивидуальные образовательные траектории; 2) оценка профессиональных компетенций студентов подразумевает диагностику результатов подготовки обучающихся по большому количеству разноплановых критериев; 3) единый подход к измерению уровня сформированности профессиональных компетенций невозможен из-за сложности и разнородности их структуры; 4) требуется вариативность, возможность увеличения или уменьшения (объединения) критериев оценки профессиональной компетенции с целью выявления наиболее значимых показателей результативности и качества выполнения конкретной учебной работы.

Практическая значимость. Предлагаемая автором методика дает возможность установить связи между содержанием учебной программы и требованиями ФГОС; конкретизировать оценку компетентности и аргументировать ее числовые показатели. Данная методика оценки курсовых работ студентов экономических и технических специальностей при определенной адаптации может быть спроецирована на некоторые другие проектные работы учащихся.

 

Об авторе

Т. М. Шамсутдинова
Башкирский государственный аграрный университет, Уфа
Россия
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры информатики и информационных технологий


Список литературы

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.

2. Зимняя И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20–26.

3. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. 2004.

4. № 11. С. 3–13.

5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностноориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. № 2. С. 58–64.

6. Татур Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. 2004. № 3. С. 20–26.

7. Cheng M. I., Dainty R. I. J. Toward a multidimensional competency-based managerial performance framework: A hybrid approach // Journal of Managerial Psychology. 2005. Vol. 20. P. 380–396.

8. Draganidis F., Mentzas G. Competency-based management: A review of systems and approaches// Information Management & Computer Security. 2006. Vol. 14. P. 51–64.

9. McEvoy G., Hayton J., Wrnick A., Mumford T., Hanks S., Blahna M. A competency-based model for developing human resource professionals // Journal of Management Education. 2005. Vol. 29. P. 383–402.

10. Ворсина Е. В., Снигирева Т. А. К вопросу о критериях сформированности компетенций // Образование и наука. 2012. № 10. С. 67–78.

11. Гузанов Б. Н., Дульцев С. Н. Информационное сопровождение курсового проектирования с целью повышения качества инженерной подготовки в техническом вузе // Образование и наука. 2012. № 4. С. 84–92.

12. Елисеев И. Н. Методология оценки уровня компетенций студента // Информатика и образование. 2012. № 4. С. 80–85.

13. Мартыненко О., Черная И. Формирование и оценка профессиональных компетенций менеджеров в учебном процессе // Высшее образование в России. 2007. № 9. С. 86–91.

14. Прахова М. Ю., Заиченко Н. В., Краснов А. Н. Оценка сформированности профессиональных компетенций // Высшее образование в России. 2015. № 2. С. 21–28.

15. Шамсутдинова Т. М., Прокофьева С. В. Оценка профессиональных компетенций студентов: междисциплинарный аспект на примере направления подготовки бакалавров «Бизнес-информатика» // Открытое образование.

16. № 2. С. 39–45.

17. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования // Открытое образование. 2013. № 6. С. 36–44.

18. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Квалиметрический подход к диагностике компетенций выпускников высшей школы // Образование и наука. 2013.

19. № 4. С.40–57.

20. Якимова З. В., Николаева В. И. Оценка компетенций: профессиональная среда и вуз // Высшее образование в России. 2012. № 12. С. 13–22.

21. Atanov I., Kapustin I., Lebedev A., Grinchenko V., Kapustina E. Competence-based approach to education in higher educational institution // Modern European Researches. 2015. № 2. P. 6–9.

22. Charles L., Triscott J., Dobbs B., Tian P. G., Babenko O. Effectiveness of a core-competency – based program on residents’ learning and experience // Canadian Geriatrics Journal. 2016. Vol. 19 (2). P. 50–57.


Для цитирования:


Шамсутдинова Т.М. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА КУРСОВЫХ РАБОТ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД. Образование и наука. 2018;20(2):180-195. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-180-195

For citation:


Shamsutdinova T.M. QUALITY ASSESSMENT OF STUDENT COURSEWORKS: COMPETENCY-BASED APPROACH. The Education and science journal. 2018;20(2):180-195. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-2-180-195

Просмотров: 308


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)