ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-9-28
Аннотация
Введение. В связи с повсеместным, фиксирующимся в документах ООН, ухудшением экологии на международном уровне активно обсуждаются вопросы охраны окружающей среды и принимаются меры по обеспечению экологической безопасности как внутри стран, так и на общем мировом пространстве. Решить эти жизненно важные для дальнейшего существования всего человечества вопросы можно только формируя у населения экологическую культуру и сознательное бережное отношение к природе и среде обитания, что невозможно сделать без кардинального пересмотра содержания образования.
Цели представленного в публикации исследования – обозначить магистральные направления образовательной политики в евразийском пространстве и сформулировать ключевые задачи образования в интересах устойчивого развития общества.
Методология и методы. Методологической базой исследования являются концептуальные положения гуманистической педагогики, холистический и деятельностный подходы к обучению и воспитанию, принципы природосообразности и коэволюции. В ходе работы применялись методы теоретического анализа, синтеза, обобщения и моделирования.
Результаты и научная новизна. Сформулировано авторское определение устойчивого развития общества. Обозначены основные проблемы, мешающие такому развитию, главная из которых заключается в том, что декларируемые заявления, научно-теоретические и научно-практические разработки в сфере устойчивого развития и ноосферизма входят в противоречие со сложившимсяустройством техногенной цивилизации. Кратко изложены философско-педагогические основания для становления у новых поколений ноосферного мировоззрения как альтернативы разрушительному потребительскому антропоцентризму. На этом фоне намечены единые для государств Евразии задачи «устойчивого» образования и выделены условия, способные влиять на его качественные характеристики. Данные условия соотнесены с предписанными Международной комиссией по образованию базовыми принципами, отражающими целевые образовательные тенденции XXI века: «учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать». Подчеркивается, что единственно верной методологической линией развития социально-экономического сознания является следование принципу коэволюции – соблюдению оптимального соотношения и согласованности в соразвитии элементов триады «человек – общество – природа». В совместном созидательном эволюционно-поступательном процессе институту образования отводится первоочередная роль, так как именно оно призвано воспитывать и формировать личность гражданина Земли.
На примере опыта Республики Казахстан, где активно осуществляется переход к «зеленой» экономике, показаны возможности создания среды функционирования образовательной экосистемы.
Практическая значимость. Продемонстрирован вариант структуры образовательной экосистемы, способ ее построения и регулирования. В качестве средств воспитания и обучения предлагается использовать антропоэкокультурные практики-события.
Об авторах
Ж. О. ЖилбаевКазахстан
Жилбаев Жанбол Октябрович – PhD, профессор, Президент Национальной академии образования им. Ы. Алтынсарина
Астана
Л. В. Моисеева
Россия
Моисеева Людмила Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры естествознания и методики преподавания в начальных классах
Екатеринбург
М. В. Барсанова
Россия
Барсанова Мария Владимировна – аспирант кафедры естествознания и методики преподавания в начальных классах
Екатеринбург
Список литературы
1. Моисеева Л. В. Экологический подход в психолого-педагогическом образовании как основа достижения устойчивого развития // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 49–54.
2. Ильин И. В., Урсул А. Д. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов). Москва: МГУ, 2009. 232 с.
3. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме / пер. Бибихина В. В. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://phil.ulstu.ru/files/studentam/2.2_haid_hum.pdf (дата обращения: 05.03.2018).
4. Джуринский А. Н. Сравнительная педагогика: учебник для магистров. 2-е изд., перераб. и доп. Москва: Юрайт, 2014. 440 с.
5. Азроянц Э. А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. Москва: Новый век, 2002. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1822895-pall. html (дата обращения: 05.03.2018).
6. Вебер А. Л. Глобализация: взгляд в будущее // Глобальные проблемы: географическая панорама 2002: материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 7 (19). Москва: ИМЭМО, 2002. С. 65–81.
7. Зубаков В. А. Параметры стратегии выживания // Общественные науки и современность. 2006. № 2. С. 103–153.
8. Karlen A. Plague’s progress. A social history of man and disease. New York: Phoenix, 2001. 266 р.
9. Snooks G. D. Uncovering the laws of global history // Social evolution and history. Studies in the evolution of human societies. 2002. Vol. 1. № 1. Р. 25 53.
10. Snooks G. D. A General Theory of Complex Living Systems: Exploring the Demand Side of Dynamics // Complexity. 2008. № 13 (6). Р. 12–20.
11. Яковец Ю. В. Цивилизации в глобализированном мире XXI века: растворение, столкновение или трансформация? // Глобальные проблемы: географическая панорама: материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 7 (19). Москва: ИМЭМО. 2002. 134 с.
12. Моисеева Л. В., Барсанова М. В. Принцип коэволюции в образовании для устойчивого развития // Ноосферное образование в евразийском пространстве. Т. 7: в 2 кн. / под ред. А. И. Субетто, Г. М. Иманова. С.-Петербург: Астерион, 2017. 718 с. Кн. 1. С. 93–121.
13. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера. Москва: Айрис-пресс, 2004.
14. Моисеев Н. Н. Избранные труды: в 2 т. Т. 2. Междисциплинарные исследования глобальных проблем: публицистика и общественные проблемы. Москва: Тайдекс Ко, 2003. 264 с.
15. Толстых В. Л. Глобальные вызовы и поиски ответа: социокультурный аспект// Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. Москва: Альбина Паблишер, 2003. С. 389.
16. Сандибекова А. К., Длимбетова Г. К. Развитие духовного сознания как основа профессионального становления будущих специалистов // Global science and innovations: сборник материалов. Бурса, Турция, 2017. С. 353–357.
17. Длимбетова Г. К., Абенова С. У. Экологическое волонтерство студенческой молодежи как инструмент развития принципов «зеленой экономики» // Сборник материалов Первого Евразийского конгресса психологов и специалистов помогающих профессий «Состояние и тенденции развития психотерапии, практической и консультативной психологии в Казахстане и странах содружества независимых государств и дальнего зарубежья». Астана, 2017. С. 321–322.
18. Хы пиң ли, Шін руй иң. Қазіргі таңдағы Қытай орта қорғау қоғамдық қимылына Талдау Жасау. 2012 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://adilet.zan.kz/kaz/docs/P1200001124 (дата обращения: 05.03.2018).
19. Серикбаев С. К. «Зеленый мост» – новый вектор устойчивого развития Казахстана // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 3–2. С. 275–278.
20. Бердяев Н. A. Судьба человека в современном мире. 112 c. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.odinblago.ru/sudba_cheloveka (дата обращения: 05.03.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Жилбаев Ж.О., Моисеева Л.В., Барсанова М.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ЦЕЛЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИИ. Образование и наука. 2018;20(6):9-28. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-9-28
For citation:
Zhilbayev Zh.O., Moiseeva L.V., Barsanova M.V. PEDAGOGICAL FRAMEWORKS OF EDUCATION POLICY FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE EURASIAN SPACE. The Education and science journal. 2018;20(6):9-28. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-9-28