Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА: РЕТРОСПЕКТИВА, ВЕРСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121

Полный текст:

Аннотация

В статье дан обзор основных версий идеи, миссии, предназначения и сущности университета (высшей школы вообще), представленных в контексте различных исторических эпох. Исследование потребовало обращения к философскому и педагогическому наследию выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, ученых различных стран, втом числе иРоссии. Рассмотрены основные вехи эволюции высшей школы вплоть до сегодняшних дней. Подчеркивается, что многообразие вариантов идеи университета (высшей школы) обусловлено их конкретно- историческими и биографическими особенностями. Объединяет же все существующие версии идеалистическая (платонистская, эссенциалистская) позиция тех, кто их выдвигает. Однако более продуктивным авторы считают историко-релятивистский подход, согласно которому высшая школа – явление гибкое и адаптирующееся к требованиям той или иной эпохи. Декларация идеи университета меняется в соответствии с обновлениями запросов общества. Учет этих запросов, конструирование и реконструкция функционального ответа высшей школы на них видится наиболее перспективным направлением выхода из кризиса, в котором пребывает высшее образование, – в этом состоит общий вывод статьи. Результаты работы могут найти применение при анализе состояния высшей школы и прогнозировании ее дальнейшего развития. 

Об авторах

А. Г. Кислов
Институт социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург.
Россия

доктор философских наук, профессор кафедры образовательного права, заместитель директора Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета



О. В. Шмурыгина
Институт социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург.
Россия

декан факультета заочного обучения Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Барнетт Р. Осмысление университета // Образование в современной культуре: альманах сер. «Университет в перспективе развития». Центр проблем развития образования Белорус. гос. ун-та / под ред. М. А. Гусаковского. Минск: Пропилеи, 2001.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 334–335.

3. Верже Ж. Средневековый университет: учителя // Alma mater. 1997. No 2. С. 43–46; No 4. С. 33–36; No 5. С. 36–40.

4. Волосникова Л. М. Академическая свобода: генезис, юстификация, конституционализация: моногр. М.: Юрист, 2006.

5. Гончаров С. З. Логика мышления и аксиология сердца / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. С. 472–473.

6. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. No 6.

7. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206–207.

8. Душин О. Э. Университеты и власть // Образование и насилие: сб. ст. / под ред. К. С. Пирогова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004.

9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.

10. Захаров И. В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.

11. Каррье Г. Культурные модели университета // Alma mater. 1996. No 3.

12. Куренной В. Университетская корпорация // Неприкосновенный запас. 2006. No 4–5.

13. Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: моногр. Ижевск, 1992.

14. Латыш Н. И. Идея университета в контексте современной цивилизации // Идея университета: парадоксы самоописания: cб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», 29–30 апр. 2002 г., Минск / под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. Минск.: БГУ, 2002. 244 с.

15. Ле Галь Б., Сулье Ш. Реформа управления университетами и актуализация спора факультета во Франции // Laboratorium. 2009. No 1. С. 65–82.

16. Ле Гофф Ж.. Университеты и государственная власть в Средние века и эпоху Возрождения // Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.

17. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. 2002. No 2. С. 125–130.

18. Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. No 6.

19. Садовничий В. А. Россия. Московский университет. Высшая школа. М., 1995. С. 45.

20. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопр. образования. 2009. No 4. С. 67–81.

21. Хабермас Ю. Идея университета // Вестн. высш. шк. 1994. No 4. С. 25.

22. Шпарага О. Идея университета в Беларуси – Европейский гуманитарный университет. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nmn.by/articles/280604/univer.html.

23. Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т. В. Тягуновой; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск.: БГУ, 2006. 159 с.

24. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation / B. R. Clars // Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.


Для цитирования:


Кислов А.Г., Шмурыгина О.В. ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА: РЕТРОСПЕКТИВА, ВЕРСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2012;1(8):96-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121

For citation:


Kislov A.G., Shmurygina O.V. The University Idea: Retrospection, Vertions and Prospects. The Education and science journal. 2012;1(8):96-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121

Просмотров: 621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)