ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА: РЕТРОСПЕКТИВА, ВЕРСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121
Аннотация
В статье дан обзор основных версий идеи, миссии, предназначения и сущности университета (высшей школы вообще), представленных в контексте различных исторических эпох. Исследование потребовало обращения к философскому и педагогическому наследию выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, ученых различных стран, втом числе иРоссии. Рассмотрены основные вехи эволюции высшей школы вплоть до сегодняшних дней. Подчеркивается, что многообразие вариантов идеи университета (высшей школы) обусловлено их конкретно- историческими и биографическими особенностями. Объединяет же все существующие версии идеалистическая (платонистская, эссенциалистская) позиция тех, кто их выдвигает. Однако более продуктивным авторы считают историко-релятивистский подход, согласно которому высшая школа – явление гибкое и адаптирующееся к требованиям той или иной эпохи. Декларация идеи университета меняется в соответствии с обновлениями запросов общества. Учет этих запросов, конструирование и реконструкция функционального ответа высшей школы на них видится наиболее перспективным направлением выхода из кризиса, в котором пребывает высшее образование, – в этом состоит общий вывод статьи. Результаты работы могут найти применение при анализе состояния высшей школы и прогнозировании ее дальнейшего развития.
Об авторах
А. Г. КисловРоссия
доктор философских наук, профессор кафедры образовательного права, заместитель директора Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета
О. В. Шмурыгина
Россия
декан факультета заочного обучения Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета
Список литературы
1. Барнетт Р. Осмысление университета // Образование в современной культуре: альманах сер. «Университет в перспективе развития». Центр проблем развития образования Белорус. гос. ун-та / под ред. М. А. Гусаковского. Минск: Пропилеи, 2001.
2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999. С. 334–335.
3. Верже Ж. Средневековый университет: учителя // Alma mater. 1997. No 2. С. 43–46; No 4. С. 33–36; No 5. С. 36–40.
4. Волосникова Л. М. Академическая свобода: генезис, юстификация, конституционализация: моногр. М.: Юрист, 2006.
5. Гончаров С. З. Логика мышления и аксиология сердца / Рос. филос. о-во и др. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. С. 472–473.
6. Деррида Ж. Университет глазами его питомцев // Отечественные записки. 2003. No 6.
7. Долженко О. Очерки по философии образования. М., 1995. С. 206–207.
8. Душин О. Э. Университеты и власть // Образование и насилие: сб. ст. / под ред. К. С. Пирогова. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, 2004.
9. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1990.
10. Захаров И. В., Ляхович Е. С. Миссия университета в европейской культуре. М., 1994.
11. Каррье Г. Культурные модели университета // Alma mater. 1996. No 3.
12. Куренной В. Университетская корпорация // Неприкосновенный запас. 2006. No 4–5.
13. Ладыжец Н. С. Университетское образование: идеалы, цели, ценностные ориентации: моногр. Ижевск, 1992.
14. Латыш Н. И. Идея университета в контексте современной цивилизации // Идея университета: парадоксы самоописания: cб. материалов 3-й Междунар. науч.-практ. конф. «Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению», 29–30 апр. 2002 г., Минск / под ред. М. А. Гусаковского, А. А. Полонникова. Минск.: БГУ, 2002. 244 с.
15. Ле Галь Б., Сулье Ш. Реформа управления университетами и актуализация спора факультета во Франции // Laboratorium. 2009. No 1. С. 65–82.
16. Ле Гофф Ж.. Университеты и государственная власть в Средние века и эпоху Возрождения // Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург, 2000.
17. Ортега-и-Гассет Х. Миссия университета // Отечественные записки. 2002. No 2. С. 125–130.
18. Ридингс Б. Университет в руинах // Отечественные записки. 2003. No 6.
19. Садовничий В. А. Россия. Московский университет. Высшая школа. М., 1995. С. 45.
20. Строгецкая Е. В. Идея и миссия современного университета // Вопр. образования. 2009. No 4. С. 67–81.
21. Хабермас Ю. Идея университета // Вестн. высш. шк. 1994. No 4. С. 25.
22. Шпарага О. Идея университета в Беларуси – Европейский гуманитарный университет. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.nmn.by/articles/280604/univer.html.
23. Ясперс К. Идея университета / пер. с нем. Т. В. Тягуновой; под общ. ред. М. А. Гусаковского. Минск.: БГУ, 2006. 159 с.
24. Clark B. R. Creating entrepreneurial universities: organizational pathways of transformation / B. R. Clars // Issues in Higher Education. Paris: IAU Press, Pergamon, Elsevier Science, 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Кислов А.Г., Шмурыгина О.В. ИДЕЯ УНИВЕРСИТЕТА: РЕТРОСПЕКТИВА, ВЕРСИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ. Образование и наука. 2012;1(8):96-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121
For citation:
Kislov A.G., Shmurygina O.V. The University Idea: Retrospection, Vertions and Prospects. The Education and science journal. 2012;1(8):96-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-96-121