Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАРТЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ECVET

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-90-117

Полный текст:

Аннотация

Введение. Активизации процессов мобильности и интернационализации в системе среднего специального и высшего российского образования способствует внедрение в нее методологии и инструментария European Credit System for Vocational Education and Training – ECVET (Европейской системы зачетных единиц для профессионального образования и обучения). Необходимость прозрачности приобретаемых студентами квалификаций, устанавливающихся посредством единых механизмов оценки, признания, накопления и сравнения результатов профессиональной подготовки, становится более очевидной и актуальной в связи с интеграцией образовательного пространства России и Европы. В настоящее время изыскания в этом направлении ведутся группой ученых, участвующих в пилотном международном проекте RUECVET.

Цель публикации – представить разработанную авторским коллективом исследователей методику описания квалификации – определения подразумевающихся под ней трудовых функций с последующим их преобразованием в показатели результатов обучения, характеризующих данную квалификацию, которая присваивается по завершении программы профессиональной подготовки.

Методология и методы. В ходе работы в качестве методолого-методической базы использовались функциональный и сравнительный виды анализа, методы контент-анализа, моделирования и экспертной оценки.

Результаты и научная новизна. Сопоставлены подходы к проектированию профессий и квалификаций, применяющиеся в странах Евросоюза и в Российской Федерации. Исходя из синтезированного опыта разных государств, адаптированного к российским экономическим и образовательным реалиям, выделены обобщенные трудовые функции ряда специальностей, соответствующих 4-му или 5-му уровням Европейской рамки квалификаций (EQF). На основе этих функций и с учетом содержания действующих образовательных и профессиональных стандартов, а также мнения работодателей сформированы блоки результатов обучения, требующихся для достижения определенного квалификационного уровня. Продемонстрирован процесс создания функциональной карты конкретной квалификации. Технология построения функциональной карты проиллюстрирована на примере специальности среднего профессионального образования «Право и организация социального обеспечения» (в EQF относится к 5-му уровню). Отмечается, что ряд подобных успешных экспериментов был проведен с профессиями сварщика, электрика, веб-дизайнера, специалиста по гостеприимству и др.

Практическое значение. Предлагаемые процедуры детализации профессиональных знаний, умений, навыков и компетенций и комплектования из них блоков результатов обучения в виде функциональных карт для конструирования и оценки квалификации позволяют разрабатывать адекватные требованиям мирового рынка труда программы профессионального образования. Технология, основанная на функциональном анализе, отвечает принципам и техническим требованиям ECVET и дает возможность измерять и регистрировать результаты обучения согласно международной системе зачетных единиц (кредитов).

[1] Режим доступа: http://www.ruecvet.uz/en/.

Об авторах

В. А. Копнов
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Копнов Виталий Анатольевич – доктор технических наук, профессор, советник ректора 

Екатеринбург



О. В. Шмурыгина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Шмурыгина Ольга Владимировна – кандидат философских наук, доцент кафедры права 

Екатеринбург



Д. Е. Щипанова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Щипанова Дина Евгеньевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и профессионального развития 

Екатеринбург



М. А. Дремина
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Дремина Мария Анатольевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента 

Екатеринбург



Л. Папалуиза
Интерколледж
Кипр

Луиза Папалуиза – проектный менеджер Европейского офиса Интерколледжа 

Никосия



Я. Орфанидоу
Университет Никосии
Кипр

Яна Орфанидоу – заместитель руководителя департамента гостеприимства, туризма и спортивного менеджмента Бизнес-школы 

Никосия



П. Морев
Университет Лиепаи
Латвия

Патрик Морев – руководитель международного отдела 

Лиепая

 

 



Список литературы

1. Дремина М. А., Копнов В. А., Голубева Т. А. Единицы результатов обучения ECVET // Роль национальных квалификационных рамок в реформирование высшего образования и ССПО: сборник научно-методических статей. Tашкент, 2017. C. 9–27.

2. Alsharari N. M. Internationalization of the higher education system: an interpretive analysis. International Journal of Educational Management. 2018. Vol. 32 (3). Р. 359–381.

3. Аксенова Н. М., Голубева Т. А., Муравьева А. А., Олейникова О. Н., Сартакова Е. В. Зачетные единицы в среднем профессиональном образовании. Москва: Университетская книга, 2016. 156 с.

4. Carroll G., Boutall T. Guide to developing national occupational standards: Revised June 2011. Retrieved 2018, from UK Commission for Employment and Skills. Available from: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20140 108130816/http://www.ukces.org.uk/assets/ukces/docs/supporting-docs/nos/ nos-guide-for-%20developers-2011.pdf (дата обращения: 03.04.2018)

5. Guide to developing a sector qualification strategy including: functional mapping, a competence, skills & knowledge framework, a quality assurance process. European Observatoire of Sport and Employment (EOSE) – EQF-Sports; 2007–2008. 31 p. Available from: http://eose.org/wp-content/uploads/2007/01/ Guide-LLL-Strategy-_EN.pdf (дата обращения: 03.04.2018)

6. Kopnov V., Papaloizou L. RUECVET: Piloting ECVET to the national VET system of Russia and Uzbekistan. The ECVET Magazine. 2018. № 31. Р. 14–17. Available from: http://www.ecvet-secretariat.eu/en/system/files/magazines/en/ecvet_mag_31.pdf (дата обращения: 03.05.2018)

7. Spöttl G. Permeability between VET and higher education – a way of human resource development. European Journal of Training and Development. 2013, May. Vol. 37, Issue 5. Р. 454–471.

8. Mansfield B., Schmidt H. Linking vocational education and training standards and employment requirements – An international manual. Turin: European Training foundation, 2001. 90 p. Available from: http://www.etf.europa.eu/ pubmgmt.nsf/(getAttachment)/1B0D23E77876D6F7C12571FE00473D6B/$File/ NOTE6UAEET.pdf (дата обращения: 03.04.2018)

9. Krichewsky L. Les dispositifs de validation et de reconnaissance des compétences acquises dans le cadre d’une mobilité: un révélateur de l’internationalisation du système de formation professionnelle en Allemagne. Journal Int Mobil. 2016. № 4 (1). Р. 75–90.

10. Pilz M., Li J., Canning R., Minty S. Modularisation approaches in Initial Vocational Education: evidence for policy convergence in Europe? Journal of Vocational Education and Training. 2016. Available from: https://doi.org/10.1080/ 13636820.2017.1392994; http://www.cedefop.europa.eu/en/publications-and-resources/publications/5556 (дата обращения: 03.04.2018)

11. de Paor C. Supporting change in VET: Teachers’ professional development and ECVET learner mobility. Empirical Research in Vocational Education and Training. 2018. № 10 (1). Р. 1. Режим доступа: https://doi.org/10.1186/s40461–017–0062–3 (дата обращения: 03.04.2018)

12. Defining, writing and applying learning outcomes: A European handbook. Luxembourg: Publications Office, 2017. Available from: http://dx.doi.org/10.2801/566770 (дата обращения: 03.04.2018)

13. Мэнсфилд Б., Шмидт Х. Связь между стандартами профессионального образования, обучения и требованиями рабочего места: международное руководство. Минск, 2001. 93 с.

14. Almeida C. Liviu Moldovan. Mobile learning methodology for European trainers and VET systems quality improvement. Procedia Technology. 2014, № 12. Р. 646–653.

15. Riela A., Tichkiewitcha S., Stolfab J., Stolfab S., Kreinerc Ch., Messnarzd R., Rodic M. Industry-academia cooperation to empower automotive engineering designers. Procedia CIRP. 2016. № 50. Р. 739–744.

16. Savaa S., Borcaa C., Danciua L. Models of quality assurance in evaluation and validation of competencies, for an easier access to higher education Procedia. Social and Behavioral Sciences. 2014; 142: 176–182.

17. Kovácsa Z., Pató B. Jobs and Competency Requirements in Supply Chains. Procedia Social and Behavioral Sciences. 2014. № 109. Р. 83–91.

18. Коновалова Ю. В. Профессиональные стандарты как основа разработки структуры и содержания стандартов профессионального образования и модульных образовательных программ // Образование и наука. 2008. № 1 (49). Р. 27–35.

19. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В. Анализ потребности в умениях: методическое пособие. Москва: Альфа-М, 2005. 142 с.

20. Профессиональные стандарты как основа подготовки конкурентоспособных работников: методическое пособие. Москва: А


Для цитирования:


Копнов В.А., Шмурыгина О.В., Щипанова Д.Е., Дремина М.А., Папалуиза Л., Орфанидоу Я., Морев П. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КАРТЫ КВАЛИФИКАЦИЙ В КОНТЕКСТЕ ECVET. Образование и наука. 2018;20(6):90-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-90-117

For citation:


Kopnov V.A., Shmurygina O.V., Shchipanova D.E., Dremina M.A., Papaloizou L., Orphanidou Y., Morevs P. FUNCTIONAL ANALYSIS AND FUNCTIONAL MAPS OF QUALIFICATIONS IN ECVET CONTEXT. The Education and science journal. 2018;20(6):90-117. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-6-90-117

Просмотров: 269


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)