Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-14-25

Аннотация

В статье рассматривается современное представление о субъекте как теоретико-методологическое основание пространственно- временных характеристик его самоосуществления в профессионально-образовательном пространстве. Субъект показан как система, способная познавать и преобразовывать другие системы в соответствии с логикой собственного функционирования и развития.

Автор описывает общее понимание субъекта с опорой на индетерминизм, внутреннюю логику его развития, а также рассматривает предпосылки расширения психологических представлений о субъекте через категории его ограниченности-неограниченности как совмещения реализуемого и потенциального. Излагаются методологическая основа и существующие основные теоретические положения о субъекте. Главной проблемой, объединяющей сущностные характеристики субъекта, становится понимание его вре- менной и пространственной организации. Кратко изложены представления опространстве ивремени всоциальных ипсихологических науках. Обобщенное понимание саморазвития и самоосуществления субъекта в психологическом пространстве и времени строится на двойственности субъективного восприятия самого пространства и времени: континуальности/дискретности иизмеримости/бесконечности. Впорядке перечисления представлены пространственно-временные характеристики существования и самоосуществления человека. 

Об авторе

Д. П. Заводчиков
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Бодров В. А. Профессиональная пригодность. М.: МГУ, 2002.

2. Брушлинский А. В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: справ. рук-во / под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

3. Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.

4. Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация как структурообразующий конструкт и процесс в онтогенезе (теоретико-методологическое обоснование) // Мир психологии. 2009. No 2. С. 222–234.

5. Джемс У. Психология. М., 1991.

6. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.

7. Марцинковская Т. Д. Психологичесике границы: история и современное состояние // Мир психологии. 2008. No 3. С. 55–61.

8. Нартова-Бочавер С.К. Онтогенез психологической суверенности личности // Психология зрелости и старения. 2005. No 1 (29). С. 102–113.

9. Рубинштейн С. Л. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.


Рецензия

Для цитирования:


Заводчиков Д.П. ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САМООСУЩЕСТВЛЕНИЯ СУБЪЕКТА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ. Образование и наука. 2013;1(3):14-25. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-14-25

For citation:


Zavodtchikov D.P. Spatial and Temporal Characteristics of Personal Self-Realization in Vocational Educational Environment: Theoretical Methodological Prerequisites. The Education and science journal. 2013;1(3):14-25. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-14-25

Просмотров: 1398


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)