Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35

Полный текст:

Аннотация

Введение. Сфера образования во всем мире переживает затяжной кризис, обусловленный переходом к постиндустриальному обществу. Быстрое устаревание знаний в связи со стремительным развитием науки и высоких технологий породили глубокие структурные изменения в сфере занятости и заметно сократили жизненный цикл многих профессий. Современная экономика нуждается в специалистах с качественно новыми характеристиками: мобильных, обладающих метапрофессиональными компетенциями, способных осуществлять инновационную деятельность, трудиться в режиме многозадачности в ситуации нестабильности и неопределенности и готовых к активному профессиональному самоопределению в течение всей жизни. Поэтому необходима радикальная реорганизация системы профобразования. Решение этой задачи следует начинать с профессионально-педагогической подготовки преподавателей, поскольку именно от их уровня компетентности зависят качественные характеристики будущих кадров различных секторов экономики и производства.

Цель настоящей публикации – обозначить стратегические векторы развития профессионального образования в эпоху постиндустриального общества.

Методология и методы. Теоретико-методологическую основу исследования составили теория профессионального развития, концепция прогнозирования ближайшей и отдаленной перспектив образовательной сферы, логикоэволюционный, системно-динамический, проектный, личностный и конвергентный подходы. В ходе работы применялись методы анализа, синтеза, обобщения, а также гипотетико-индуктивный метод.

Результаты и научная новизна. Выявлены и описаны тенденции реформирования профессионального образования, среди которых ведущей является тесная интеграция всех его процессов и подсистем (предпрофессионального, начального, среднего специального высшего и послевузовского образования), единство которым придает преемственность и соблюдение принципа опережающего обучения. Раскрыта суть концепции конвергенции и транспрофессионализма в многопрофильной подготовке специалистов. Процесс конвергенции, детерминирующий междисциплинарные и надпрофессиональные связи, обеспечивает формирование транспрофессионализма – готовности и способности человека к освоению и реализации новых видов социально-профессиональной деятельности. Представлена логико-смысловая модель современного специалиста, которая может стать эмпирической основой для создания и поддержки функционирования профессионально-образовательной платформы, интегрирующей естественно-научные, производственно-технологические и социогуманитарные учебные курсы и дисциплины, а также связанные с ними технологии подготовки педагогов для системы профобучения. В качестве стратегий воплощения в практике профессиональной подготовки в условиях цифровой трансформации экономики выделены транспрофессиональность, кооперация и коллаборация, опережающее и высокоскоростное образование.

Практическая значимость. Предложения авторов исследования могут быть востребованы специалистами в области профессионального образования, руководителями и менеджерами образовательных организаций при выработке управленческих решений и организации эффективной подготовки педагогических кадров.

Об авторах

Ю. П. Зинченко
Российская академия образования
Россия

Зинченко Юрий Петрович – доктор психологических наук, профессор, Президент

Москва



Е. М. Дорожкин
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Дорожкин Евгений Михайлович – доктор педагогических наук, профессор, ректор

Екатеринбург



Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович – член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития

Екатеринбург



Список литературы

1. Zyrianova N. I., Dorozhkin E. M., Zaitseva Y. V., Korotayev I. S., Shcherbin M. D. Trends in and principles of training vocational teachers // International Journal of Engineering & Technology. 2018. № 7 (2.13). P. 200–204. DOI:10.14419/ijet.v7i2.13.11687 https://www.sciencepubco.com/index.php/ijet/article/view/11687

2. Краснова Г. А., Можаева Г. В., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. Томск: Томский государственный университет, 2017. 238 с.

3. Barr H., Ford J., Grey R., Helm N., Hutchings M., Low H., Machin A., Reeves S. Interprofessional education Guidelines 2017 / Centre for the Advancement of Interprofessional Education (CAIPE). August 2017. Available from: https://www.caipe.org/resources/publications/caipe-publications/caipe-2017 (date of access: 06.03.2019).

4. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDU-CATION. 2001. № 35 (9). P. 876–888.

5. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and trans-professionalism // 30 th Annual Conference ATEE. Amsterdam, 2005. 22–26 October 2005. P. 417–421. Available from: http://www.atee2005.nl/download/papers (date of access: 06.03.2019).

6. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 30, № 3. Р. 457–478. Published online: 17 Jan 2017. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09585192.2017.1281830 (date of access: 06.03.2019).

7. Сигаев С. Ю. Ключевые востребованные профессиональные навыки специалиста информационного общества // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. № 3. Москва: Академия социального управления, 2016. С. 607–615.

8. Баксанский О. Е. Конвергенция знаний, технологий и общества. Стратегические цели NBICS-конвергенции. Saarbrucken, Deutshland: Palmarium Academic Publishing, 2016. 104 p.

9. Кастельс Э. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. Москва: МГУ; ВШЭ, 2000. 608 с.

10. Ковальчук М. В. О развитии новых прорывных технологий: лекция в рамках Недели науки Санкт-Петербургского политехнического университета 21 августа 2016 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pandoraopen.ru/2016–08–21/m-v-kovalchuk-o-razvitii-novyx-proryvnyx-texnologij/ (дата обращения: 10.02.2018).

11. Bainbridge W. S. Technological Determinism in Construction of an Online Society // Virtual So-ciocultural Convergence. New York: Springer, 2016. Р. 25–43. Available from: https://doi.org/10.1007/978–3-319–33020–4_2 (date of access: 28.02.2018).

12. Roco M., Bainbridge W. (eds). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive Science // National Science Foundation. June 2002. Arlington, Virginia. Available from: http://www.wtec.org//NBIC_report.pdf (date of access: 10.02.2018).

13. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф., Шевченко В. Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19, № 1. С. 63–81 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–56392017–1-63–81 (дата обращения: 10.02.2018).

14. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный диалог // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59–75.

15. Zeer E. F., Tretyakova V. S., Zinnatova M. V., Zavodchikov D. P., Bukovey T. D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018. № 13 (1b): em76. DOI: 10.29333/ejac/102241

16. Третьяк В. П. Территориальные форсайты: опыт проведения, ожидания граждан и власти. Москва: Знание, 2015. 200 с.

17. Смирнов С. А. Форсайт: от прогноза к социальной инженерии // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С. 10–30.

18. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3–26.

19. Vershitskaya E. R, Mikhaylova A. V., Gilmanshina S. I., Dorozhkin E. M., Epaneshnikov V. V. Present-day management of universities in Russia: Prospects and challenges of e-learning // Education and Information Technologies. 2020. № 25. P. 611–621. Available from: https://doi.org/10.1007/s10639–019–09978–0 (date of access: 28.09.2019).

20. Zeer E. F., Zinnatova M. V., Tretyakova V. S., Scherbina E. Yu., Bukovey T. D. Staff For Digital Economy: Transprofessionalism Formation. GCPMED 2018 – International Scientific Conference "Global Challenges and Prospects of the Modern Economic Development". Samara, 06–08 December 2018. Available from: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/GCPMED%202018F002.pdf (date of access: 28.09.2019).

21. Zeer E. F., Krezhevskikh O., Symanyuk E. E., Tretyakova V. S. Teacher training to create and implement transdisciplinary projects. 11th Annual International Conference of Education, Research and Innovation. Seville, Spain, 1214 November, 2018. ICERI2018. P. 8038–8046. Available from: https://library.iated.org/view/ZEER2018TEA (date of access: 28.09.2019).


Для цитирования:


Зинченко Ю.П., Дорожкин Е.М., Зеер Э.Ф. Психолого-педагогические основания прогнозирования будущего профессионального образования: векторы развития. Образование и наука. 2020;22(3):11-35. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35

For citation:


Zinchenko Y.P., Dorozhkin E.M., Zeer E.F. Psychological and Pedagogical Bases for Determining the Future of Vocational Education: Vectors of Development. The Education and science journal. 2020;22(3):11-35. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-3-11-35

Просмотров: 182


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)