Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ВЕДУЩАЯ АКТИВНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ БЕСПОМОЩНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (НА МАТЕРИАЛЕ ИЗУЧЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПОДРОСТКОВ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-77-94

Texto completo:

Resumen

Цель: показать на основе обобщенных результатов серии эмпирических исследований возможность преодоления личностной беспомощности школьников при помощи стимулирования ведущего вида возрастной активности.

Методики: ≪Опросник атрибутивного стиля≫ для младших школьников (CASQ) и подростков (ASQ), опросник подростковой депрессивности ≪Депрископ≫ (Heymans, 1996, адаптация А. И. Подольского, И. А. Идобаевой), детский опросник неврозов В. В. Седнева (ДОН), методика Ч. Д. Спилбергера и Ю. Л. Ханина, методики для изучения уровня самооценки и притязаний (Т. Дембо – С. Рубинштейн) и ≪Нахождение количественного выражения уровня самооценки≫ (по С. А. Будасси), опросник ≪Потребность в достижении≫ Ю. М. Орлова. Для диагностики учебной активности была использована программа наблюдения А. А. Волочкова ≪Экспертная оценка учебной активности младшего школьника, для диагностики коммуникативной активности – опросник и программа наблюдений за проявлениями активности в общении.

Методы: подход полисистемного взаимодействия. Результаты: анализ экспериментальных данных убедительно доказывает, что учебная активность у младших школьников и коммуникативная активность у подростков выступают как ресурсы совладания с личностной беспомощностью. Научная новизна: впервые изучены типы функционального взаимодействия личностной беспомощности и активности.

Практическая значимость: найдены дополнительные варианты преодоления беспомощности школьников в процессе обучения и способы развития самостоятельности у детей.

De los autores

Б. Вяткин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь
Russian Federation


Е. Давыдова
Южно-Уральский государственный университет, Пермь
Russian Federation


Е. Забелина
Челябинский государственный университет, Пермь
Russian Federation


Referencias

1. Васюра С. А. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности (на материале школьников-подростков): дис. … канд. психол. наук. Пермь: ПГТУ, 1997.

2. Волочков А. А. Учебная активность в структуре интегральной индивидуальности (на материале младших школьников): дис. … канд. психол. наук. Пермь: Книжный дом, 1997.

3. Вяткин Б. А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Сфинкс, 2007. С. 188–211.

4. Вяткин Б. А., Щукин М. Р. Человек – стиль – социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве: монография. Пермь: ПГТУ, 2007. С. 237.

5. Давыдова Е. С. Взаимосвязь беспомощности и ведущей активности в структуре интегральной индивидуальности (на примере учебной активности младших школьников): автореф. дис. … канд. психол. наук. Пермь: Пермское книжное издательство, 2010.

6. Забелина Е. В. Беспомощность в структуре интегральной индивидуальности и ее связь с коммуникативной активностью (на материале исследования подростков): автореф. дис. … канд. психол. наук Ярославль: Прогресс, 2009.

7. Климов Е. А. О развитии самостоятельности // Вопросы психологии. 2011. № 2. С. 166–168.

8. Осницкий А. К. Психологические механизмы самостоятельности. Москва; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С. 232.

9. Циринг Д. А. Психология выученной беспомощности: учебное пособие. Москва: Академия, 2005. С. 120.

10. Seligman M. Helplessness: on depression, development, death. San Francisco: Freeman, 1975. Р. 215.


Recensión

Para cita:


Vjatkin B.A., Davydova E.S., Zabelina E.V. LEADING ACTIVITY ALLIVIATING THE PUPILS’ HELPLESSNESS IN LEARNING PROCESS. The Education and science journal. 2014;(6):77-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-6-77-94

Número de consultas: 1539


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)