ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ – НОВАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-49-66
Аннотация
Цель работы – исследовать пути преодоления деформаций антропологических оснований образования, возникающих вследствие его тотальной информатизации.
Методы. С опорой на методы теоретического и эмпирического анализа показано, что информатизация образования фактически приводит к вытеснению и замещению в учебном процессе самого образа человека. Явления антропологической деформации автор статьи связывает с первым этапом информатизации, платформой которого стали ≪человеко-компьютерные технологии≫ и модели, формируемые в рамках картезианской парадигмы, или ≪культуры значения≫.
Научная новизна исследования заключается в доказательстве необходимости перехода на новый этап информатизации образования – к технологиям телеприсутствия и формированию ≪культуры присутствия≫. Такие технологии ≪возвращают≫ реального человека в процесс учебной коммуникации, хотя и репрезентированный медиасредствами. В перспективе это позволит расширить не только возможности обучения, но и возможности творческого сотрудничества, совместного творческого поиска и проектирования. Формирование новой антропологической платформы развития образования имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Об авторе
Л. М. АндрюхинаРоссия
доктор философских наук, профессор кафедры профессиональной педагогики
Список литературы
1. Андрюхина Л. М. Технологии телеприсутствия – новая креативная платформа развития образования // Фундаментальные исследования [Электрон. ресурс]. 2013. № 10 (12). С. 2754–2759. Режим доступа: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10002134. (дата обращения 23.12.2013)
2. Аветисян П. С. Информатизация образования как информационнотехнологическая и социокультурная основа формирования единого образовательного пространства стран СНГ // Вестник РУДН. Серия ≪Информатизация образования≫ [Электрон. ресурс]. 2007. № 1. Режим доступа: http://ido. rudn.ru/vestnik. (дата обращения 09.08.2013)
3. Гумбрехт Х. Производство присутствия. Чего не может передать значение. Москва: Новое литературное обозрение, 2006.
4. Джемтрад M., Мурамото К., Кумар С., Вили Д. Новые технологии в совместной проектной студии университета Карлтон и университета штата Пенсильвания // Международный электронный научно-образовательный журнал по научно-техническим и учебно-методическим аспектам современного архитектурного образования и проектирования с использованием видео и компьютерных технологий. [Электрон. ресурс]. 2008. № 1 (2). Режим доступа: http://www.marhi. ru/amit/2008/1kvart08/Dzemtrud/article.php.
5. Конанчук Д., Волков А. Эпоха гринфилда в образовании. Центр образовательных разработок Московской школы управления Сколково. Сколково, 2013.
6. Розина И. Н. Теория и практика обучения педагогической коммуникации в образовательной информационно-коммуникационной среде: автореф. дис. … д-ра пед. наук. Москва, 2005. 49 с.
7. Сергеев С. Ф. Обучающие и профессиональные иммерсивные среды. Москва: Народное образование, 2009. 432 с.
8. Слободчиков В. И. Антропологический смысл исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников [Электрон. ресурс]. 2005. № 4. Режим доступа: http://www.irsh.redu.ru/content.html? action=insert_number&year=2005&number=4.
9. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Москва; Екатеринбург, 2009.
10. Филоненко А. ≪Производство присутствия≫ и новая культурная чувствительность: ≪нескромное предложение≫ Ханса Ульриха Гумбрехта и его академические расширения [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://clement. kiev. ua/ru/node/371.
11. Фрумкин К. Г. Утрата человеческого облика, или феноменологическая социология в эпоху Интернета [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://nounivers.narod.ru/ofirs/kf_him.htm. (дата обращения 17.02.2014)
12. IJsselsteijn Wijnand Elements of a multi-level theory of presence: Phenomenology, mental processing and neural correlates // Proceedings of Presence. 2002, Oct. 9–11. Р. 245–259. Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002.
13. Lichtman Howard S. What is Telehresence? // Telehresence Options, Spring, 2011. Access mode: http://telepresenceoptions.com/magazine/subscribe.php. (дата обращения 08.07.2013)
14. Lessiter J., Freeman J., Keogh E. & Davidof J. Development of a new cross-media presence questionnaire: The ITC-sense of presence inventory. In: IJsselsteijn W. A., Freeman J. & de Ridder H. (ed.) // Proceedings of PRESENCE 2000 – 3-rd International Workshop on Presence (CDROM), Delft, The Netherlands, 27–28 March 2000. Access mode: http://homepages.gold. ac.uk/immediate/immersivetv/P2000-lessiter.htm.
15. Lombard M. & and Ditton T. (1997). At the heart of it all: The concept of presence // Journal of Computer-Mediated Communication. 2003. № 3 (2), October 20. Access mode: http://www.ascusc.org/jcmc/vol3/issue2/.
16. Schubert T., Friedman F. & Regenbrecht, H. Decomposing the sense of presence: Factor analytic insights Paper presented at the 2-nd International Workshop on Presence, University of Essex, UK, 6–7 April 1999. Access mode: http: // www. uni-jena. de/~sth/vr/insights. html.
17. Sheridan T. B. (1992). Musings on telepresence and virtual presence // Presence: Teleoperators and Virtual Environments 1. Р. 120–126.
Рецензия
Для цитирования:
Андрюхина Л.М. ТЕХНОЛОГИИ ТЕЛЕПРИСУТСТВИЯ – НОВАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛАТФОРМА РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2014;(8):49-66. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-49-66
For citation:
Andryukhina L.M. TELEPRESENCE TECHNOLOGIES AS A NEW ANTHROPOLOGICAL PLATFORM FOR EDUCATION DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2014;(8):49-66. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2014-8-49-66