Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

На пути к успешному медико-психолого-педагогическому центру: аналитическое исследование управленческих аспектов

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3452

Аннотация

Введение. Сегодня понятие менеджмента становится все более сложным. Многие медико-социальные организации помогают понять эту сложность, позволяя менеджерам оказывать поддержку руководителям на протяжении всей их работы.

Цель исследования – изучить корреляции между управленческими аспектами в медико-социальных организациях, чтобы понять их связи и определить пути улучшения для повышения операционной эффективности и качества медицинской помощи.

Методология, методы и методики. Авторы использовали количественный подход, основанный на корреляционном исследовании, а не на экспериментальном. Выборка состояла из 100 медико-психолого-педагогических центров в регионе Иль-де-Франс, Франция. Для сбора информации директорам этих центров было предложено заполнить анкету, разосланную с помощью платформы Google Forms по электронным адресам каждого центра. Для обработки результатов использовалась программа IBM SPSS 29.

Результаты и научная новизна. Результаты показали, что между управленческими критериями существует статистически значимая корреляция в высоком и значимом проценте. Очень высокий уровень значимости наблюдался между аспектами «Структура и управление командой» и «Управление данными о пациентах» (98 %), а также между аспектами «Качество и безопасность медицинской помощи» и «Структура и управление командой» (91 %). Что касается аспектов «Межпрофессиональне сотрудничество и качество» и «Безопасность медицинской помощи», то здесь значимость составила 70 %. Наконец, аспекты «Доступность и непрерывность медицинской помощи» и «Непрерывное образование» коррелируют между собой на 85 %.

В целом, полученные результаты показывают, что из 22 вычисленных корреляций 20 взаимосвязей (т. е. 90,9 %) являются значимыми, что подтверждает отличную систему управления французских центров.

Практическая значимость. Вклад настоящего исследования состоит в определении измерения управленческих аспектов, представленных в обзоре управленческой литературы. Конечно, основное значение этой работы заключается не в том, чтобы оправдать один стиль или отдать предпочтение одному стилю перед другим, а в том, чтобы внести свой вклад в объяснение реальности управления медицинскими, социальными и медико-социальными учреждениями и принять их как систему, которой следует следовать в управлении медико-психолого-педагогических центров в Марокко.

Об авторах

Азиз Касми
Университет Хасана II
Марокко

Касми Азиз – аспирант Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий факультета наук Бен М’сик

Касабланка.



Бузекри Тури
Университет Хасана II
Марокко

Тури Бузекри – профессор Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий факультета наук Бен М’сик,

Касабланка.



Хаула Кхенну
Университет Хасана II
Марокко

Кхенну Хаула – аспирант Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий факультета наук Бен М’сик,

Касабланка.



Хинд Баба
Университет Хасана II
Марокко

Баба Хинд – аспирант Лаборатории информационных и образовательных наук и технологий факультета наук Бен М’сик,

Касабланка.



Список литературы

1. Slipicevic O., Masic I. Management knowledge and skills required in the health care system of the Federation Bosnia and Herzegovina. Materia Socio-Medica. 2012; 24 (2): 106–111. DOI: 10.5455/msm.2012.24.106-111

2. Soukup T., Lamb B., Arora S., Darzi A., Sevdalis N., Green J. Successful strategies in implementing a multidisciplinary team working in the care of patients with cancer: An overview and synthesis of the available literature. Journal of Multidisciplinary Healthcare. 2018; 11: 49–61. DOI: 10.2147/jmdh.s117945

3. Zabada C., Rivers P. A., Munchus G. Obstacles to the application of total quality management in health-care organizations. Total Quality Management. 1998; 9 (1): 57–66. DOI: 10.1080/0954412989261

4. Winance M., Barral C. From “ineducability” to “rare disabilities”. Evolution and emergence of political categories involved in shaping the French medico-social sector. Alter. 2013; 7 (4): 244–59. DOI: 10.1016/j.alter.2013.08.002

5. Kromm H., Ducq Y. Reference decision models in the medico-social service sector. In: Emmanouilidis C., Taisch M., Kiritsis D. (Eds.). Advances in Production Management Systems. Competitive Manufacturing for Innovative Products and Services. APMS 2012. IFIP Advances in Information and Communication Technology. Vol. 398. Heidelberg, Berlin: Springer; 2013. p. 422–429. DOI: 10.1007/978-3-642-40361-3_54

6. Lux G. The medico-social institutes directors’ perception of performance. RIMHE: Revue Interdisciplinaire Management, Homme & Entreprise. 2017; 29 (6): 3–25. DOI: 10.3917/rimhe.029.0003

7. Martin G., Finn R. Patients as team members: Opportunities, challenges, and paradoxes of including patients in multi-professional healthcare teams. Sociology of Health and Illness. 2011; 33 (7): 1050–1065. DOI: 10.1111/j.1467-9566.2011.01356.x

8. Benzies K., Shah V., Aziz K., Lodha A., Misfeldt R. The health care system is making ‘too much noise’ to provide family-centred care in neonatal intensive care units: Perspectives of health care providers and hospital administrators. Intensive and Critical Care Nursing. 2019; 50: 44–53. DOI: 10.1016/j.iccn.2018.05.001

9. Boelen C., Woollard B. Social accountability and accreditation: A new frontier for educational institutions. Medical Education. 2009; 43 (9): 887–94. DOI: 10.1111/j.1365-2923.2009.03413.x

10. Kabene S., Orchard C., Howard J. M., Soriano M. A., Leduc R. The importance of human resources management in health care: A global context. Human Resources for Health. 2006; 4 (1). DOI: 10.1186/1478-4491-4-20

11. Reeder G. D., Maccow G., Shaw S. R., Swerdlik M. E., Horton C. B., Foster P. School psychologists and full-service schools: Partnerships with medical, mental health, and social services. School Psychology Review. 1997; 26 (4): 603–621. DOI: 10.1080/02796015.1997.12085889

12. Gray B. Enhancing transdisciplinary research through collaborative leadership. American Journal of Preventive Medicine. 2008; 35 (2): S124–S132. DOI: 10.1016/j.amepre.2008.03.037

13. Selin S., Chevez D. Developing a collaborative model for environmental planning and management. Environmental Management. 1995; 19 (2): 189–195. DOI: 10.1007/bf02471990

14. Mahoney J. T. The management of resources and the resource of management. Journal of Business Research. 1995; 33 (2): 91–101. DOI: 10.1016/0148-2963(94)00060-r

15. Ahrweiler P., Thietart R. A. Reviews: Complexity theory and the social sciences: An introduction, David Byrne. Emergence. 1999; 1 (2): 101–105. DOI: 10.1207/s15327000em0102_9

16. Packendorff J. Inquiring into the temporary organization: New directions for project management research. Scandinavian Journal of Management. 1995; 11 (4): 319–333. DOI: 10.1016/0956-5221(95)00018-q

17. Thietart R. A. Introduction: New challenges for strategic management. International Studies of Management and Organization. 1978; 8 (4): 3–6. DOI: 10.1080/00208825.1978.11656256

18. Roucayrol A. M. Management de la qualité en établissement de santé. La Pensée. 2015; 381 (1): 91–102. DOI: 10.3917/lp.381.0091 (In French)

19. Plane J. Contemporary approaches to management. In: Plane J. (Ed.). Organizational Management. 2019. p. 159–296.

20. Abubakar A. M., Elrehail H., Alatailat M. A., Elçi A. Knowledge management, decision-making style and organizational performance. Journal of Innovation & Knowledge. 2017; 4 (2). DOI: 10.1016/j.jik.2017.07.003

21. Meier O. V., Frederick W. T. The scientific management of companies. In: Sandra Charreire Petit (Ed.). The great authors in management. 2017. p. 67–79. DOI: 10.3917/ems.charr.2017.01.0067

22. Bernoux P. Sociology of organizations: New approaches. In: Jean-Michel Saussois (Ed.). The organizations: State of knowledge. Auxerre: Publications Humanities; 2016. p. 122–135. DOI: 10.3917/sh.sauss

23. Burger-Helmchen T., Hussler C., Muller P. Les théories du management. Dans: Vuibert eBooks; 2019. p. 43–81. DOI: 10.3917/vuib.burge.2019.01.0043 (In French)

24. Calmé I., Hamelin J., Lafontaine J., Ducroux S., Gerbaud F. Introduction à la gestion. France: Dunod Publisher; 2013. p. 1–66. (In French)

25. Ross F., Tissier J. The care management interface with general practice: A case study. Health & Social Care in the Community. 2007; 5 (3): 153–161. DOI: 10.1111/j.1365-2524.1997.tb00110.x

26. Steiner G. A., John B. M. Management policy and strategy. New York: Macmillan Publishers; 1977. p. 368.

27. Maillet J. Development of a questionnaire to assess the organizational development of primary care groups: Testing the questionnaire in the five health centers of the Association for the Management of Associative Health Centers [PhD thesis]. Grenoble, France: Human Medicine and Pathology Department, Faculty UFR of Medicine, Grenoble Alpes University; 2016. p. 95–99.

28. Lavarelo B. The medical-psycho-pedagogical centers (CMPP) in the central region, Survey of CMPP Activity [thesis]. France; 2008. p. 46–56.

29. Christine B. A., Abeles R. P. Social science and health research: Growth at the National Institutes of Health. American Journal of Public Health. 2004; 94 (1): 22–28. DOI: 10.2105/ajph.94.1.22

30. Jouvet G. Driving innovation in social and medico-social action at a time of transformation of the offer. Health & Social Guides; 2022. p. 432.

31. Arab A. La transformation de l’offre médico-sociale: effets et impacts sur les managers et équipes professionnelles du secteur de l’hébergement pour personnes adultes en situation de handicap. Projectics = Proyéctica = Projectique. 2023; S (HS1): 175–200. DOI: 10.3917/proj.hs04.0175

32. Mark L., Lengnick-Hall A., Lengnick-Hall S., Andrade D. Strategic human resource management: The evolution of the field article. Human Resource Management Review. 2009; 19 (2): 64–85.

33. Zaleznik A. Managers and leaders: Are they different? Clinical Leadership and Management Review. 2004; 18 (3): 171–177.

34. Loubat J. Thinking about management in social and medico-social action. Paris; 2014. p. 257–272.

35. Loubat J. Meeting management and information flow. Paris; 2014. p. 359–380.

36. Fallon K., Woods K., Rooney S. A discussion of the developing role of educational psychologists within children’s services. Educational Psychology in Practice. 2010; 26 (1): 1–23. DOI: 10.1080/02667360903522744

37. Coron G. Réformes managériales et redéfinition des catégories d’action publique: l’exemple du secteur médico-social. La Revue de l’Ires. 2017; 91-92 (1-2): 213–235. DOI: 10.3917/rdli.091.0213

38. Defourny J., Nyssens, M. Defining social enterprise. In: Nyssens M. (Ed.). Social enterprise. USA, Canada: Routledge; 2006. p. 3–26.

39. Villalba-Eguiluz U., Alonso A. A., De Mendiguren J. C. P., Urretabizkaia L. Social and solidarity economy in Ecuador: Fostering an alternative development model? Sustainability. 2020; 12 (17): 68–76. DOI: 10.3390/su12176876

40. Cuénoud T., Moreau C., Mertens S. Les spécificités managériales dans les entreprises sociales: une démarche européenne par la gestion des compétences. Revue Internationale de L’économie Sociale. 2013; 329: 80. DOI: 10.7202/1017935ar

41. Frimousse S., Jean-Marie P. Organizational changes induced by the COVID-19 crisis. Management Question(s). 2020; 1 (31): 105–149.

42. Soparnot R. Business management. Dunod, Paris; 2009. p. 137–176.

43. Kasmi A., Touri B., Khennou K., Baba H., Bouzoubaa H. Comparative study of the forms of care centers for individuals in the four continents with those in Morocco. Journal of Hunan University Natural Sciences. 2023; 50 (1): 88–100. DOI: 10.55463/issn.1674-2974.50.1.10


Рецензия

Для цитирования:


Касми А., Тури Б., Кхенну Х., Баба Х. На пути к успешному медико-психолого-педагогическому центру: аналитическое исследование управленческих аспектов. Образование и наука. 2024;26(4):104-120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3452

For citation:


Kasmi A., Touri B., Khennou Kh., Baba H. Moving towards a successful medical-psycho-pedagogical centre: Analytical study of management aspects. The Education and science journal. 2024;26(4):104-120. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2024-3452

Просмотров: 211


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)