НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-116-129
Аннотация
В статье определено понятие «учебно-профессиональная адаптация», перечислены трудности учебно-профессионального характера, которые испытывают иностранные студенты в российском вузе. Обозначено отношение студентов данной категории к университету, сформулированы первоочередные задачи, стоящие перед преподавателями русского языка как иностранного, и предложены конкретные варианты их решения.
Описаны направления организации учебно-профессиональной адаптации иностранных студентов в российском вузе, обеспечивающие их активную коммуникацию на неродном (русском) языке, увеличение мотивации кучебной и внеаудиторной деятельности.
Методологию проведения работы составили системный и личностно- ориентированный подходы в образовании; положения теории социально- психологической адаптации личности, теории мотивации, методики преподавания русского языка как иностранного. В исследовании использовались методы анализа психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, анкетирования, включенного наблюдения, обработки эмпирических данных.
Результаты исследования могут использоваться в ходе обучения иностранных студентов в российском вузе, а также при проектировании модели процесса адаптации иностранных специалистов в различных организациях и при подготовке русских студентов для обучения в иностранных учебных заведениях.
Об авторах
Т. Г. АркадьеваРоссия
доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
С. С. Владимирова
Россия
кандидат исторических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Н. С. Федотова
Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Список литературы
1. Бурдуковская Е. А., Шумейко А. А., Щепкина Н. К. Личностное становление студента в социокультурной среде вуза. Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2006.
2. Посохова С. Т. Психология адаптирующейся личности. СПб., 2001.
3. Сурыгин А. И. Основы теории обучения на неродном для учащихся языке. СПб., 2000.
4. Фрумин И. Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.
Рецензия
Для цитирования:
Аркадьева Т.Г., Владимирова С.С., Федотова Н.С. НАПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2012;(5):116-129. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-116-129
For citation:
Arkadyeva T.G., Vladimirova S.S., Fedotova N.S. Organizational Trends in Educational and Professional Adaptation of Foreign Students in the Russian Higher School. The Education and science journal. 2012;(5):116-129. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-5-116-129