Введение. Благодаря обучению на основе запросов (IBL) скаффолдинг используется, чтобы помочь студентам развивать их научное мышление. Тем не менее результаты, полученные студентами, варьируются в зависимости от их предыдущих знаний, потому что стратегии скаффолдинга различаются исходя из запроса. Поэтому всем учащимся должны быть предоставлены различные уровни скаффолдинга на основе их предыдущих знаний, чтобы облегчить усвоение новой информации в классе.
Цель исследования – изучить научное мышление студентов на основе курса, который включает два уровня электронного скаффолдинга в обучении на основе запросов.
Методология и методы исследования. Авторы провели поисковое исследование, используя смешанные методы, а также полуструктурированные интервью и упражнения «размышляй вслух» в двух классах (экспериментальном и контрольном) среди 64 учеников 11 класса, изучающих физику в государственной средней школе в Индонезии, в течение восьми недель. Авторы собрали количественные данные, определив предварительные знания учеников и их научное мышление, и получили качественные данные из интервью и упражнений «размышляй вслух», фотографий, видео активности и заметок учителей. Провели анализ ANOVA количественных данных и тематический анализ качественных данных.
Результаты и научная новизна. Это исследование является первой попыткой предоставления скаффолдинга с многоуровневыми вариантами, и функции, которая ранее ограничивалась единственным уровнем. Было обнаружено, что существуют значительные различия в саморегуляции студентов в зависимости от предварительных знаний студентов по предмету. Электронный скаффолдинг развивается сильнее в саморегуляции для студентов с низким уровнем предварительных знаний. Обнаружено, что привычка вести заметки и менять роли во время экспериментов помогла улучшить саморегуляцию студентов. Было отмечено, что студенты с низким уровнем предварительных знаний нуждались во вспомогательных элементах скаффолдинга для овладения понятиями физики, в то время как студенты с высоким уровнем знаний использовали вспомогательные элементы скаффолдинга только для ответа на выполнение задачи.
На основе результатов исследования сделан вывод, что многоуровневый электронный скаффолдинг открывает новую возможность для использования учителями физики в целях улучшения научного мышления учащихся. Кроме того, разработчики образовательных технологий могут принять во внимание дизайн многоуровневого электронного скаффолдинга для обеспечения адаптивной системы.
Введение. Сегодня понятие менеджмента становится все более сложным. Многие медико-социальные организации помогают понять эту сложность, позволяя менеджерам оказывать поддержку руководителям на протяжении всей их работы.
Цель исследования – изучить корреляции между управленческими аспектами в медико-социальных организациях, чтобы понять их связи и определить пути улучшения для повышения операционной эффективности и качества медицинской помощи.
Методология и методы исследования. Авторы использовали количественный подход, основанный на корреляционном исследовании, а не на экспериментальном. Выборка состояла из 100 медико-психолого-педагогических центров в регионе Иль-де-Франс, Франция. Для сбора информации директорам этих центров было предложено заполнить анкету, разосланную с помощью платформы Google Forms по электронным адресам каждого центра. Для обработки результатов использовалась программа IBM SPSS 29.
Результаты и научная новизна. Результаты показали, что между управленческими критериями существует статистически значимая корреляция в высоком и значимом проценте. Очень высокий уровень значимости наблюдался между аспектами «Структура и управление командой» и «Управление данными о пациентах» (98 %), а также между аспектами «Качество и безопасность медицинской помощи» и «Структура и управление командой» (91 %). Что касается аспектов «Межпрофессиональное сотрудничество и качество» и «Безопасность медицинской помощи», то здесь значимость составила 70 %. Наконец, аспекты «Доступность и непрерывность медицинской помощи» и «Непрерывное образование» коррелируют между собой на 85 %.
В целом, полученные результаты показывают, что из 22 вычисленных корреляций 20 взаимосвязей (т. е. 90,9 %) являются значимыми, что подтверждает отличную систему управления французских центров.
Практическая значимость. Вклад настоящего исследования состоит в определении измерения управленческих аспектов, представленных в обзоре управленческой литературы. Конечно, основное значение этой работы заключается не в том, чтобы оправдать один стиль или отдать предпочтение одному стилю перед другим, а в том, чтобы внести свой вклад в объяснение реальности управления медицинскими, социальными и медико-социальными учреждениями и принять их как систему, которой следует следовать в управлении медико-психолого-педагогических центров в Марокко.
Введение. В работе рассматриваются вопросы технологического и административного сопровождения процесса смешанного обучения в сфере высшего образования в Казахстане.
Целью статьи является разработка авторского варианта концептуальной модели единой системы управления процессом смешанного обучения путем определения критериев оценки оптимальной образовательной среды.
Методология, методы и методики. Исследование было проведено в четыре этапа с применением смешанных методов. На первом этапе были выполнены опросы участников образовательного процесса о проблемах, возникающих в ходе работы в цифровой образовательной среде, и возможных путях их решения. На втором этапе были разработаны критерии оценки оптимальной образовательной среды смешанного обучения. На третьем этапе было проведено эмпирическое тестирование действующих образовательных платформ, используемых 33 ведущими казахстанскими вузами. Разработка варианта концептуальной модели единой образовательной среды смешанного обучения была целью четвертого этапа.
Результаты. Посредством интеграции системы управления учебной деятельностью (LAMS), системы управления обучением (LMS) и системы управления образовательным контентом (ECMS) был разработан вариант концептуальной модели единой образовательной среды смешанного обучения. Определены критерии оптимальной образовательной среды смешанного обучения, предусматривающие оценку технических, функциональных и дидактических возможностей образовательных платформ.
Научная новизна. В результате исследования была разработана и апробирована концептуальная модель единой системы управления процессом смешанного обучения.
Практическая значимость. Предложенная модель может быть использована администрациями ведущих казахстанских вузов для обеспечения студентоцентрированного подхода к образовательному процессу.
Введение. Поддержание качества преподавания в высших учебных заведениях Индонезии является сложной задачей из-за высоких требований к работе преподавателей, которые выступают в роли не только педагогов, но и исследователей и наставников.
Цель. Исследуются возможности использования модели «требования к работе – ресурсы» (JD-R) в оценке качества преподавания в высшей школе.
Методология, методы и методики исследования. В этом исследовании используется моделирование структурными уравнениями (SEM) с помощью программного обеспечения SmartPLS 3.0 для проверки влияния исследовательской модели на работу 285 преподавателей, отобранных случайным образом в 19 университетах Индонезии.
Результаты. Установлено, что конфликт ролей в работе преподавателя отрицательно влияет на качество преподавания, тогда как убежденность преподавателя в своей способности эффективно действовать в той или иной ситуации, понимаемая в исследовании как самоэффективность, положительно влияет на качество преподавания. Представлены пути использования модели JD-R для изучения факторов, связанных с производительностью труда преподавателей высшей школы.
Научная новизна. Это исследование, опирающееся на возможности модели «требования к работе – ресурсы» (модель JD-R), выявляет факторы, влияющие на качество преподавания, и представляет механизмы, лежащие в основе взаимосвязи между конфликтом ролей и уровнем самоэффективности труда преподавателя в высшей школе в Индонезии.
Практическая значимость. Представлены возможности администраций университетов и Министерства образования, культуры, исследований и технологий Индонезии принимать необходимые управленческие решения, касающиеся вопросов качества преподавания, включая изменение структуры учебного процесса, с целью уменьшения нагрузки на преподавателей и расширение подходов к оценке их труда, в том числе за счет развития новых форм организационной поддержки.
Введение. Исследование демонстрирует, что опросник многогрупповой этнической идентичности (MEI2) является полезным инструментом для оценки аспектов этнической идентификации для индонезийских учащихся средних школ из разных этнокультурных слоев. Цель настоящей работы – изучение влияния этнической идентичности на психологическое благополучие учащихся средних школ Индонезии с помощью опросника MEI2. Методология и методы исследования. В исследовании приняли добровольное участие 276 учеников средней школы (60,1 % женщин; 39,9 % мужчин). Результаты были проанализированы с использованием программного обеспечения SPSS версии 29 и SmartPLS v4. Для оценки того, насколько хорошо модель измерения соответствует полученным данным, был использован подтверждающий факторный анализ (CFA). Результаты и научная новизна. CFA подтвердил валидность применения опросника MEI2, продемонстрировав, что модель является как эффективной, так и адекватной. Критерий Кайзера – Майера – Олкина (КМО) составил ,885. Надежность согласованности, измеренная с помощью альфы Кронбаха (α), варьировалась от ,69 до ,85, а совокупная надежность, оцененная с помощью омеги Макдональда (ω), варьировалась от ,64 до ,83. Дискриминантная валидность была подтверждена в диапазоне от ,591 до ,696. Таким образом, в ходе работы были выявлены значительные положительные корреляции между тремя областями этнической идентичности. Практическая значимость. Исследование подтверждает, что опросник MEI2 является надежным инструментом для оценки этнической идентичности среди индонезийских учащихся средней школы, и помогает педагогам в распознавании и учете разнообразных этнических идентичностей студентов в контексте индонезийской культуры.
Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы сделать рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель – установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Методология выстраивалась на основе деятельностной концепции, культурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельностного опосредствования межличностных отношений А. В. Петровского и теории ведущих тенденций Л. Н. Собчик, из которых следует опосредование внешних условий внутренними свойствами и состояниями личности. Была разработана анкета для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование прошел 251 обучающийся 5–11 классов организаций основного общего образования. На той же выборке был проведен опросник диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. Показана связь между выбираемой ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге в качестве жертвы и свидетеля, защищающего жертву. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.
Введение. Онлайн-коммуникация и цифровой этикет стали неотъемлемыми компонентами высшего образования, требуя всестороннего понимания их эволюции и текущего состояния. Цель исследования – предоставить целостный обзор развития научной мысли в области сетевой коммуникации и цифрового этикета в высшем образовании, предлагая понимание текущего состояния и перспектив развития этой области. Методология и методы. В исследовании применяется библиометрический анализ метаданных 9039 статей, индексированных в Web of Science с 1975 по 2024 гг. Используются количественные библиометрические методы для описания и визуализации эволюции области за 49 лет при изучении динамики роста публикаций, продуктивности авторов, а также социальных, интеллектуальных и концептуальных структур. Результаты показывают устойчивый рост публикационной активности, особенно заметный с 2019 г., с вкладом из различных дисциплин, включая образование, информатику, коммуникационные исследования, социологию, психологию и менеджмент. Исследовательское сообщество демонстрирует глобальный характер, по количеству авторов лидируют США, Китай и Великобритания. Выявлено 12 ключевых исследовательских тем, доминирующих в научном дискурсе, от современных подходов к образованию в цифровую эпоху до совместного создания ценности в цифровой среде. Научная новизна. Всесторонний анализ предоставляет уникальную перспективу эволюции и текущего состояния исследований в области культуры сетевого общения и цифрового этикета в высшем образовании. Выявляя ключевые темы и тенденции, исследование способствует более глубокому пониманию развития области и ее междисциплинарного характера. Практическая значимость. В работе предложены ценные идеи для педагогов, исследователей и политиков в системе высшего образования, информация о стратегиях улучшения практик онлайн-коммуникации и цифрового этикета.
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % – юноши, 20 % – девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Введение. Исследование метакогнитивных процессов в образовании в целом и активное использование технологии «перевернутый класс» в образовательном процессе в частности в последнее время привлекают все большее внимание исследователей. Цель – исследование взаимосвязи между вкладом технологии «перевернутый класс» в развитие образовательного процесса и ее влиянием на состояние метакогнитивной осведомленности студентов. Методология и методы исследования. В исследовании широко использовались количественные, неэкспериментальные и корреляционные методы для анализа влияния технологии «перевернутый класс» на состояние метакогнитивных навыков студентов, в том числе опросник Metacognitive Awareness Inventory (MAI) в качестве основного инструмента оценки. В качестве переменных были приняты уровень школьного образования учащихся и их академические результаты. Выборка состояла из 212 учеников 3 старших школ академического региона Сеттат г. Касабланка. Данные, полученные с помощью опросника MAI, были проанализированы с помощью программного обеспечения IBM SPSS 23. Результаты исследования подтверждают значительную корреляцию между результатами использования технологии «перевернутый класс» и достижением более высоких уровней метакогнитивной осведомленности учащихся, особенно в областях, связанных с саморегуляцией и методами решения проблем. В ходе исследования было установлено, что применение технологии «перевернутый класс» может существенно повысить способность студентов управлять процессами собственного обучения, что подчеркивает важность влияния интеграции метакогнитивных стратегий на развитие методов преподавания для достижения заявленных образовательных результатов. Научная новизна. Данное исследование вносит определенный вклад в дискуссию о путях влияния технологии «перевернутый класс» на процессы метапознания с целью предоставления студентам возможностей применения лучших подходов к обучению. Практическая значимость. Настоящее исследование дает отличные результаты для школьных педагогов, исследователей и лиц, принимающих решения, в поиске новых путей для повышения образовательных результатов учащихся.
Введение. Включение психолого-педагогических принципов в процессы управления школой влияет на эффективность образовательного процесса в целом, создает оптимальную среду обучения и способствует общему развитию учащихся. Цель – исследовать влияние фундаментальных принципов педагогической психологии на организацию процессов управления в современной школе. Методология, методы и методики исследования. В репрезентативную выборку вошли 96 директоров квалифицированных средних школ в регионе Касабланка-Сеттат в Марокко. Использовалась комбинация двух опросников – TALIS и QADAPS. Для дальнейшего анализа применялись статистический тест ANOVA в программном обеспечении SPSS 28 и Microsoft Office Excel 365. Результаты. Установлено, что 85,5 % школ реализуют программы по разрешению конфликтов, направленные на формирование социально-эмоциональных компетенций у участников взаимодействия. Подавляющее большинство руководителей образовательных организаций (94,6 %) отмечают, что регуляция эмоциональных процессов вносит важный вклад в развитие обучающихся. Кроме того, 72,9 % школ активно внедряют практики сотрудничества, способствующие социально-эмоциональному развитию учащихся. Важно отметить, что 77,1 % административных работников рассматривают психолого-педагогические принципы в качестве фундамента для реализации образовательной миссии учреждения. 84,4% – применяют дифференцированные подходы для удовлетворения особых образовательных потребностей участников образовательного процесса, причем 87,8 % директоров школ интегрируют психологические принципы в образовательную политику и практику. 17,7 % школ проводят политику, способствующую созданию позитивного школьного климата. Научная новизна. Впервые осуществлено изучение воздействия психолого-педагогических принципов на процессы административного управления в системе регионального школьного образования в Марокко. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для интеграции психолого-педагогических принципов в процессы управления современной школой.
Введение. В условиях неуклонно растущего интереса к сохранению и трансляции культурного наследия подготовка высококвалифицированных певцов традиционного стиля исполнения требует интеграции в образовательный процесс современных педагогических технологий. Цель – изучение и актуализация педагогической системы, обеспечивающей всестороннюю подготовку исполнителей традиционного песенного жанра. Методология, методы и методики. Исследование базируется на системном, компетентностном и деятельностном подходах. Результаты. Разработана и апробирована авторская система подготовки исполнителей-традиционщиков, включающая в себя музыкальную грамотность, музыкальную сознательность, музыкальную воспитанность и музыкальную деятельность. Также определены педагогические методы и технологии, способствующие эффективному развитию музыкального мышления, художественного вкуса, технического мастерства и сценической выразительности студентов. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании авторской системы, ориентированной на комплексное формирование профессиональной компетентности исполнителей-педагогов. Предложены педагогические методы и технологии, эффективные для использования в процессе подготовки музыкантов-исполнителей. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в образовательном процессе вузов и колледжей искусств для совершенствования подготовки высококвалифицированных музыкантов-исполнителей, конкурентоспособных на современном рынке труда.
ISSN 2310-5828 (Online)