ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Введение. Несмотря на все возрастающее значение системы профессионального образования и обучения, в развитых странах (за редким исключением) отсутствуют адекватные современным условиям инструменты стратегического управления. Система профессионального образования и обучения, являясь сложным и многомерным объектом, требует адекватных подходов для управления ее развитием. В статье описан один из таких подходов, основанный на прогнозировании возможных состояний системы в долгосрочной перспективе посредством выделения и сравнительной оценки альтернативных сценариев развития. Представлены и обоснованы требования к структуре и порядку описания сценариев развития региональных систем среднего профессионального образования, включая возможные параметры для выделения веера сценариев. Показаны преимущества подхода к прогнозированию, основанного на комплексном качественном описании возможных состояний региональной экосистемы среднего профессионального образования.
Цель статьи – представление научного подхода к разработке сценариев развития региональной системы среднего профессионального образования.
Методология и методики. Исследование основано на методологии системного анализа социальных объектов, использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа и моделирования социальных систем, метод сценариев, экспертные методы.
Результаты и научная новизна. В результате исследования разработана методология научного описания сценариев развития региональной системы среднего профессионального образования под влиянием комплекса вероятных факторов. Новизна результатов заключается в возможности построения ряда альтернативных сценариев с применением относительно устойчивых модулей модели.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в процессе стратегического планирования развития среднего профессионального образования субъекта Российской Федерации, а также региональных систем профессионального образования других стран.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. Применяемые в разных странах подходы к реформам в системе образования предполагают высокую значимость адаптации школьников к изменениям в среде и к будущим её состояниям. При этом будущее прогнозируется как продолженное настоящее. Данный подход вступает в противоречие с происходящими в действительности изменениями, для которых характерны высокая степень многовариантности и рисков появления неожиданных сценариев развития. Поэтому важной научной проблемой становится поиск новых концепций развития образования на основе теоретических положений по преадаптации школьников к изменениям среды и проектированию механизмов встраивания в возможные модели будущего.
Цель исследования – разработать методологические основания и методические средства (образовательные практики) преадаптации школьников к инновационной деятельности и формирования практик работы с будущим.
Методология, методы и методики. Методологической базой, на которой выстраивается исследование, стали историко-эволюционный подход и методология футурологии. Они позволили провести исследование на принципах сочетания адаптации и преадаптации школьников к инновационной деятельности, важности развития практик работы с будущим, базирующихся на идеях футорологии.
Методы исследования – обобщение научных положений и логическое выведение нового знания; анализ практики с помощью метода case-study (изучено более 120 кейсов школ); экспериментальная проверка авторских разработок (проведено тестирование практик работы с будущим на базе 25 школ разных регионов России).
Результаты и научная новизна. Представлена авторская концепция роли и содержания процесса преадаптации школьников, разработаны методологические основы использования практик работы с будущим, описана таксономия практик работы с будущим. Развиты положения преадаптации школьников к инновационной деятельности и занятию активной позиции по отношению к будущему. Предложена методология использования практик работы с будущим, которая определяет роль этих практик, их содержание, технологию реализации, группировку и использование на трех уровнях: персональное становление, коммуникативное/социальное становление и деятельностное становление личности школьника. Результаты работы могут рассматриваться в качестве эволюционного развития положений традиционных адаптивных теорий.
Практическая значимость. Многолетний опыт авторов по созданию методологии и образовательных практик работы с будущим позволяет по-новому выстроить образовательную деятельность, успешно реализовать концепцию вариативного образования и формирования метапредметных компетенций, к которым относятся и компетенции по выстраиванию образа будущего и самоопределению в этом будущем.
Введение. В Казахстане 55% будущих учителей английского языка не планируют работать в государственных школах после окончания высшего учебного заведения. В настоящем количественном исследовании, используя статистический анализ, авторы попытались определить причины этого явления.
Цель исследования – определить вероятность раннего выгорания у будущих учителей английского языка с помощью прогностического моделирования.
Методология и методы исследования. Для создания прогностической модели авторы использовали следующие инструменты статистического анализа данных: факторный анализ, порядковую регрессию и тест хи-квадрат. Совокупность вышеуказанных инструментов позволяет прогнозировать намерения работать в казахстанской государственной школе более пяти лет. Этот период выступает в качестве косвенной переменной для прогнозирования уровня выгорания будущих учителей. В исследовании приняли участие 160 будущих преподавателей, получивших государственные стипендии на бесплатное обучение с обязательством работать в государственных школах после окончания учебы.
Результаты и научная новизна. Данные показали, что некоторые респонденты будут работать менее пяти лет из-за чувства отчаяния по поводу своей профессии. Результаты показывают, что будущие учителя нуждаются в лучшей подготовке. Кроме того, авторы обнаружили корреляцию между ожиданиями от преподавательской карьеры и гендерным разрывом, когда участники старшего возраста с большей вероятностью намеревались проработать более пяти лет в учебной среде.
Практическая значимость. Настоящая работа вносит вклад в дальнейшие исследования, направленные на предотвращение нехватки и текучести преподавательского состава на рабочем месте путем выявления ранних предупреждающих признаков выгорания среди будущих учителей. Определены показатели группы риска начинающих учителей, которые более склонны к выгоранию из-за эмоционального истощения, низких самоэффективности, ожиданий и перспектив педагогической карьеры. По мнению авторов, эффективная профориентация обеспечивает адекватный отбор наиболее мотивированных соискателей с высокими профессиональными ожиданиями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. Тревога характеризуется чувством напряжения, опасения или страха. Она возникает из-за беспокойства студентов (особенно обучающихся точным наукам) по поводу своей успеваемости в университете, однако является доминирующим фактором успеваемости учащихся на всех уровнях.
Цель исследования – описать уровни тревоги, также известные как дистресс (напряжение), которые испытывали студенты математических факультетов Национального университета Чимборасо (UNACH) в течение первого академического семестра 2020 года.
Методология и методы. Работа проведена с использованием количественной парадигмы и носит исследовательский описательный характер. Респондентами выступили 120 студентов, изучающих математику на разных уровнях и специальностях в Национальном университете Чимборасо (UNACH). Выборка была преднамеренной детерминированной. Критерий для включения – отсутствие тревожного расстройства у учащихся. В качестве инструмента измерения использовался «Инвентаризационный перечень тревожных ситуаций и ответов» (ISRA-B), который рассылался студентам по электронной почте для облегчения сбора данных.
Результаты. Результаты были проанализированы путем расчета двухфакторного дисперсионного анализа ANOVA (изучение математики и понимание содержания). Результаты исследования показали, что существуют статистически значимые различия в понимании содержания, представленного преподавателями в виртуальном виде. Уровни «математической тревоги» повысились во время пандемии COVID-19. Преподавание математики в университете в онлайн-формате требует оценки интернет-соединения и сдачи заданий в сжатые сроки. Эти факторы ограничивают понимание и порождают «математическую тревогу».
Научная новизна. При очном обучении часто встречается «математическая тревога». Из-за пандемии математическое образование вынуждено было мигрировать в виртуальную среду. Данное исследование отражает влияние тревоги не только на математическое образование и успеваемость, но и на эмоции учащихся. Средства сбора данных ISRA-B-C, ISRA-B-F и ISRA-B-M являются инновационными и адаптируемыми для всех уровней образования.
Практическая значимость. Важность математики и завышение ее сложности вызывают большую озабоченность при изучении этого предмета в высших учебных заведениях. Современные исследования виртуальной «математической тревоги» важны, так как позволяют обнаружить и проанализировать возможные недостатки в дистанционном образовании, которые отражаются не только на успеваемости и обучении, но и на эмоциональном состоянии учащихся.
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. В статье рассматривается образовательная неуспешность учащейся молодежи как социальная проблема. Ее актуальность обусловлена ростом количества образовательно неуспешных школьников и студентов и необходимостью преодоления последствий этого феномена.
Цель статьи – анализ характера влияния социального контекста на образовательную неуспешность учащейся молодежи.
Методология и методы. В исследовании применялась междисциплинарная методология, интегрирующая принципы социологического, психологического, социально-психологического, экономического, педагогического подходов в изучении образовательной неуспешности и путей ее преодоления. Эмпирической базой статьи стали результаты междисциплинарного исследования с использованием качественной микс-стратегии (2019–2020 гг.). В работе были использованы следующие методы: полуформализованное экспертное интервью, фокус-группы с учащимися школ, студентами колледжей и вузов, анализ эссе старшеклассников.
Результаты и научная новизна. Новизна исследования состоит в интерпретации образовательной неуспешности, ее социального контекста, в показе ограничений образовательного подхода при анализе рассматриваемого феномена. Основными результатами, представленными в статье, стали трактовка образовательной неуспешности как образовательного и социального феномена и его социального контекста; характеристика основных контекстных факторов: социального неравенства в образовании, образовательной политики, места образования в системе общественных ценностей и в модели социальнойуспешности. Результаты эмпирического исследования раскрывают понимание образовательной неуспешности как социального феномена, указывают на ее социальные причины. Делается вывод о том, что современный социальный контекст российского образования ограничивает возможности преодоления этого явления и нуждается в изменениях.
Практическая значимость статьи состоит в возможности учитывать результаты исследования для совершенствования социальных технологий преодоления образовательной неуспешностиВведение. Тенденция старения педагогических кадров общеобразовательных школ проявляется во многих странах. Негативным следствием этого процесса является растущий разрыв между личными ресурсами педагогов и требованиями профессии. Решение проблемы поддержания оптимальной возрастной структуры предполагает исследование ее динамики и прогнозирование развития с целью выработки мер по кадровому планированию. В статье рассмотрены результаты анализа сложившейся возрастной структуры педагогических работников в региональном разрезе (в субъектах Российской Федерации) и разработан прогноз ее развития.
Цель исследования – представление результатов разработки среднесрочного (до 2024 года) прогноза возрастной структуры педагогических работников в субъектах Российской Федерации.
Методология и методы. Исследование базировалось на общенаучной методологии с использованием системного подхода и методов статистического анализа, сравнения, обобщения, систематизации, структуризации, интерпретации, экстраполяции, прогнозирования, графического представления данных. Анализировались данные официальной статистики Российской Федерации и Организации экономического сотрудничества и развития, положения нормативно-законодательных документов в области стратегического регулирования сферы образования Российской Федерации, научные публикации российских и зарубежных исследователей в базах данных Scopus, Web of Science, Science Index.
Результаты. Выявлены факторы, оказавшие наиболее существенное влияние на современное состояние кадрового обеспечения образовательной деятельности в мире. Представлен анализ возрастных характеристик учительского корпуса в межстрановом сравнении. Дана оценка возрастной структуры педагогических кадров общего образования России в целом и на региональном уровне, разработан прогноз ее развития на период до 2024 года.
Научная новизна. Концептуальной особенностью исследования является учет тенденций развития возрастных когорт в группах однородных субъектов. Использованный подход позволяет повысить точность прогнозов потребности в педагогических работниках с учетом особенностей спроса регионов.
Практическая значимость. Учет специфики регионов будет способствовать повышению качества образования. Результаты работы могут быть использованы специалистами как при проведении международных исследований, так и на федеральном уровне, и в субъектах Российской Федерации при планировании подготовки педагогических кадров, разработке мер по повышению престижа преподавательского труда и стимулированию притока молодых кадров в школы.
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение. В эпоху формирования мирового образовательного пространства историко-педагогические исследования региональных систем образования приобретают особую актуальность. Многие государства, модернизируя национальные системы образования, обращаются к опыту прошлых поколений, для того чтобы понять, как социально-экономические изменения, происходящие в мире и стране, могут повлиять на систему образования конкретного региона. Двадцатые годы прошлого столетия в России – это время поиска новых типов школ, возможностей для воспитания и обучения подрастающего поколения в духе новой (советской) идеологии. Народами Южной Сибири (алтайцы, шорцы, кумандинцы, челканцы, телеуты, тубалары, теленгиты), объединенными в административно-территориальные рамки Ойротской автономной области и Горно-Шорского национального района, несмотря на трудности, были сделаны значительные успехи в развитии школьного образования, в том числе национальной школы.
Цели статьи – изучить особенности процесса становления и развития советской системы образования у коренных народов Южной Сибири в 1920-е годы.
Методология и методы. Основу исследования составило проанализированное и обобщенное в контексте системно-исторического подхода содержание архивных документов, научных источников по истории образования в Южной Сибири. Авторами статьи было изучено 35 документов из фондов Комитета по делам архивов Республики Алтай и Центра хранения архивных фондов Алтайского края. Введенные в научный оборот архивные документы позволили рассмотреть процесс увеличения количества национальных школ, обеспечения учащихся учебниками на родном языке, процесс подготовки педагогических кадров из коренного населения с учетом экономических и культурных особенностей региона.
Результаты и научная новизна. На основе изучения архивных материалов авторы статьи переосмысливают деятельность советских органов власти по восстановлению и созданию школьной сети образования, ее развитию и подготовке к введению всеобщего начального обучения для народов Южной Сибири. Вопрос создания национальной системы образования в 20-е годы XX века тесно связан с процессом коренизации как частью национальной политики советского государства и с процессом перевода местного населения к оседлости. К началу 1930-х годов в регионе была создана сеть школьных учреждений, которая позволила повысить процент грамотных среди подростков и впоследствии охватить начальным образованием всех детей школьного возраста. Решение проблемы национального неравенства путем развития системы образования и ликвидация неграмотности в многонациональном регионе представляют несомненный интерес для историков образования, преподавателей и учителей.
Практическая значимость. Сегодня во всем мире возрос интерес исследователей к региональной истории, поэтому статья будет полезна читателям, т. к. анализ новых архивных документов помогает восполнить пробелы в научной литературе по вопросам становления советской школы у коренных народов Южной Сибири в 1920-е годы. Материалы статьи могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по истории образования в России и историческому краеведению, а также могут найти применение при выстраивании современной региональной образовательной политики.
ISSN 2310-5828 (Online)