МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ИНТЕРЕСАХ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена анализу процесса формирования национальных систем квалификаций. На основе обобщения мирового (прежде всего европейского) опыта описаны причины их создания, к которым относятся возникновение постиндустриального общества, основанного на знаниях; изменение характера и жизненного цикла квалификаций, требующее новых подходов к их регулированию; необходимость устранения профессионально-квалификационного разрыва между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда. Показана роль национальных системы и рамки квалификаций как средств реформирования профессионального образования и непрерывного обучения специалиста на протяжении всей жизни. В качестве центрального понятия методической концепции выявления, измерения и сравнения квалификаций указываются результаты обучения, генерирующие совместный дискурс системы образования и сферы труда и поддерживающие их взаимодействие. Представлены институциональные, методические и организационные механизмы, обеспечивающие функционирование национальной системы квалификаций. Содержание статьи основано на итогах методологических исследований, проведенных автором, и преследует цель разъяснения важности и ценности построения национальной системы квалификаций в России и привлечения к этому процессу всех заинтересованных сторон.
В статье в контексте новой Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций до 2020 года рассмотрены ключевые вопросы модернизации российского профессионального образования. Подчеркивается необходимость скорейшей интеграции политики в этой области в общую стратегию активной экономической политики и развития сферы занятости населения страны. Отражены внешние и внутренние факторы, влияющие на повышение качества подготовки специалистов. Показана значимость совершенствования качества образовательных услуг для граждан, рынка труда и государства.
Особое внимание уделяется аспектам разработки национальной рамки квалификаций – многомерной матрицы, которая охватывала бы различные специальности и виды трудовой деятельности как по содержанию, так и по уровню подготовки кадров. Наличие объективных оснований для признания и учета освоенных квалификаций, по мнению автора, поможет выстраивать гибкие траектории обучения, оптимизировать его сроки и стоимость. Представлен ряд комплексных мер, которые должны обеспечить различным категориям граждан широкие возможности обретения и официального признания квалификаций, требующихся для успешной профессиональной самореализации на протяжении всей трудовой деятельности. Особая роль в этом процессе отводится центрам профессиональных/прикладных квалификаций и функционированию разумной и прозрачной системы критериев измерения качества подготовки выпускников образовательных учреждений.
В статье дан обзор зарубежного дискурса в области формирования систем квалификаций. Представлен опыт ряда экономически развитых стран – членов Европейского Союза, а также главные направления общеевропейского дискурса. Показаны механизмы, обеспечивающие международную сравнимость квалификаций, возможности накопления и переноса зачетных единиц в профессиональном и высшем образовании. Поскольку основой национальных систем квалификаций является их рамка, особое внимание уделяется принципам ее создания, соответствующим тем, что существуют в Европейской рамке. Подчеркнуты значение государственного регулирования и поддержки процесса развития национальной системы квалификаций и роль государственных структур в координации взаимодействия субъектов данного процесса. Автор статьи демонстрирует модели совместного участия в формировании национальной системы квалификаций различных категорий заинтересованных сторон, включая граждан, работодателей, органы управления образованием и органы по труду и занятости.
В статье изложены выборочные результаты секторного исследования квалификационных потребностей сельского хозяйства Кыргызстана. Актуальность работы обусловлена значимостью данной отрасли для государства и населения, с одной стороны, и дефицитом компетентных специалистов, умеющих эффективно наладить и поддерживать производство сельскохозяйственной продукции, – с другой. Исследование осуществлялось в рамках международного проекта при активном участии Агентства профессионально-технического образования при Министерстве труда, миграции и занятости Кыргызской Республики и содействии консультантов из России – сотрудников Центра изучения проблем профессионального образования (Москва). В качестве методических инструментов количественного и качественного анализа кадрового состояния сельскохозяйственной отрасли использовались традиционный социологический опрос и инновационный метод функционального анализа. Результаты исследования позволяют в перспективе сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, а следовательно, могут способствовать эффективному управлению кадровым потенциалом в отрасли. Кроме того, эти результаты помогут совершенствованию образовательных программ профессиональной подготовки и проектированию инструментов оценки качества обучения в соответствии с требованиями работодателей.
В статье представлен опыт Тверской области по организации взаимодействия профессиональных образовательных учреждений с потенциальными работодателями будущих выпускников. Излагаются промежуточные результаты работы, которая проводится согласно «Программе области по развитию системы профессионального образования региона в условиях развития и внедрения моделей государственно-частного партнерства». Показаны возможности дуального обучения, когда с целью повышения качества образования к подготовке специалистов для конкретных рабочих мест привлекаются ресурсы реального сектора экономики. Такая основанная на практико-ориентированном подходе система обучения решает целый ряд актуальных проблем: у студентов формируются компетенции, соответствующие потребностям регионального отраслевого рынка труда, появляется опыт трудовых и производственных отношений; в учебном процессе активно используются инновационные производственные технологии и современное оборудование; обучение становится самоокупаемым и наименее затратным для работодателя. В заключение публикации намечены дальнейшие шаги по совершенствованию системы профессионального образования тверского региона, в частности создание диверсифицированного набора адресных краткосрочных программ для удовлетворения потребностей в профессиональном обучении различных категорий граждан.
Статья посвящена проблемам профессионального образования в сфере информационных технологий. Основное внимание авторов сосредоточено на вопросах приведения системы подготовки кадров в соответствие с требованиями работодателей. На основе объективно-ориентированного анализа показаны причины как количественного, так и качественного дисбаланса рынка ИТ-специалистов и рынка образовательных услуг в области информационных технологий. Описаны проблемы профильного ИТ-образования в Азербайджане и специфические особенности рынка ИТ-специалистов в этой стране.
В качестве инструмента согласования спроса и предложения на рынках труда и образования указывается модель профессиональных компетенций, учитывающая реальные требования ИТ-отрасли к специалистам. Перечислены меры, которые будут способствовать, с точки зрения авторов, интенсивному развитию сектора информационных технологий в Азербайджане. В частности, предлагается создать инновационные научно-образовательные центры, где будет осуществляться краткосрочная подготовка и переподготовка специалистов; разработать законодательные и институциональные рамки для взаимодействия ИТ-индустрии и профильных вузов; подготовить совместно с представителями ИТ-сообщества новые профессиональные и образовательные стандарты; увеличить прием на ИТ-специальности.
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем сфер занятости трудоспособных граждан и современного профессионального образования – созданию национальной рамки квалификаций. Разработка и внедрение таких рамок квалификаций проводятся сейчас не в одной сотне стран, что обусловлено формированием постиндустриального общества и мировыми экономическими процессами интернационализации и международной интеграции, диктующими необходимость активизации мобильности трудовых ресурсов, а значит, упорядочения, прозрачности и сопоставимости их квалификационных характеристик. Анализируется опыт Германии – наиболее яркий пример, когда роль национальной рамки квалификаций не ограничивается ее формальным утверждением, а является мощным средством модернизации всей системы образования и важнейшим фактором усиления взаимодействия субъектов сферы образования и рынка труда. Рассмотрена структура немецкой рамки квалификаций (DQR), в которой учтены рекомендации Европейского Парламента и особенности четырехуровневой системы образования страны. Показаны предложенные “Ассоциацией по разработке рамки квалификаций Германии» («Arbeitskreis Deutscher Qualifikationsrahmen») механизмы обеспечения сопоставимости немецких и других европейских квалификаций. Описаны восемь уровней DQR и их дескрипторы. Автор надеется, что представленный опыт Германии по осуществлению максимально полной классификации и систематизации квалификаций будет полезен для российских специалистов.
В статье в контексте международной практики рассматриваются аспекты управления системами квалификаций, призванными обеспечивать баланс спроса и предложения на рынках труда и образовательных услуг. Описаны объекты и механизмы такого управления. Подробно представлены содержание деятельности и сфера полномочий различных институциональных структур, осуществляющих регулирование квалификаций. Особое внимание уделяется отраслевому принципу управления системами квалификаций, который доказал свою эффективность как на уровне национальных государств, так и на общеевропейском уровне. Эти структуры изначально формировались в отдельных странах регулирования качества квалификаций и обеспечения их сопоставимости, что крайне важно в ситуации экономической глобализации и развития трудовой и академической мобильности. Особо подчеркивается роль министерств труда и образования в регулировании и поддержании устойчивости системы квалификаций. В качестве примера продуктивной деятельности отраслевых советов как инструментов непрерывного совершенствования качества квалификаций исследован опыт Великобритании, сложившийся в последние десять лет.
В статье описывается, как на основе зарубежного опыта происходили подготовка и создание российской отраслевой рамки квалификаций лесного хозяйства. Ее разработка осуществлялась согласно проекту Темпус (Tempus SUFAREL), который реализовывался консорциумом российских и европейских вузов и организаций. Необходимость внедрения в производственную и образовательную сферы более эффективных методов оценки и регулирования профессиональных квалификаций вызвана увеличивающейся во всем мире значимостью человеческих ресурсов в решении социально-экономических проблем современного общества. Данные оценка и регулирование должны производиться с помощью адекватных сфере деятельности дескрипторов, которые сейчас принято представлять в виде компетенций, востребованных работодателями. В публикации излагаются результаты анализа формирования профессиональных компетенций в университетах стран ЕС, содержания дескрипторов различных национальных рамок квалификаций, особенностей образования специалистов лесной отрасли и требований к ним в разных государствах. Итоги этого анализа и были положены в основу проекта российской рамки квалификаций лесного хозяйства, которая подобно общей национальной рамке (тоже пока существующей лишь в проекте) включает три основных дескриптора – широту полномочий и ответственность, характер умений и характер знаний. Авторы надеются, что разработанная отраслевая рамка квалификаций будет способствовать дальнейшему развитию существующей системы квалификаций, обеспечит эффективное использование кадров и их опережающую подготовку, поможет формировать стратегию рынка труда, а будущим специалистам – планировать различные траектории образования и повышения квалификации.
В 2009–2010 гг. консорциумом вузов Европы и России осуществлялся проект «Разработка рамки квалификаций для системы высшего образования Уральского региона». В процессе его реализации последовательно решались абсолютно новые задачи по формированию единого профессионально-образовательного пространства в пределах Уральского федерального округа и готовились предложения для создания национальной рамки квалификаций РФ. Важнейшими этапами работы стали изучение опыта европейских стран, опрос преподавателей образовательных учреждений всех существующих уровней, создание на его основе сетки квалификаций для сферы образования, разработка сетки квалификаций промышленных предприятий разных форм собственности и, наконец, создание адаптированной под реалии России рамки квалификаций Уральского региона, которая была успешно апробирована. Целый ряд формулировок проекта и зафиксированных в нем подходов нашли применение в локальном образовательном стандарте по металлургии Уральского федерального университета им. первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина и федеральных государственных образовательных стандартах последней версии.
В статье рассмотрены международные подходы к разработке и распространению рамок квалификаций в мире. Дается обзор базовых терминов и понятий в исследуемой области. Проанализированы как преимущества использования рамок квалификаций, так и связанные с ними вызовы. Представлены причины, вызвавшие повсеместный интерес к рамкам квалификаций. Статья содержит указания на последние актуальные публикации по тематике рамок квалификаций и содержащиеся там выводы, что усиливает аргументацию автора.
В статье отражено состояние дел в Финляндии относительно внедрения национальной рамки квалификаций, основанной на результатах обучения и компетенциях. Данная проблема представлена на общем фоне успешного развития финской системы образования и обучения и реализации стратегии обучения в течение всей жизни. Автором описан также процесс формирования и реализации образовательной политики и роль в этом процессе различных заинтересованных сторон. Показан конфликт интересов и другие препятствия, замедляющие принятие в стране национальной рамки квалификаций.
ISSN 2310-5828 (Online)