Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Педагогический дизайн применения смарт-технологий в цифровой образовательной среде педагога

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-45

Полный текст:

Аннотация

Введение. Согласно положениям, приведенным в программе «Цифровой Казахстан» и нацпроекте «Цифровой учитель», реализуемых в Казахстане, педагог сегодня рассматривается не только в качестве активного пользователя последних цифровых и смарт-технологий, но и как создатель и транслятор авторского цифрового образовательного контента. Современный педагог должен как адаптироваться и осуществлять профессиональную деятельность в цифровой среде образовательного учреждения, так и уметь проектировать собственную цифровую образовательную среду для передачи образовательного контента и организации эффективного образовательного взаимодействия «педагог – ученик». Сложившаяся ситуация подводит нас к вопросу о необходимости овладения учителем возможностями, предоставляемыми смарт-технологиями в реализации образовательной деятельности в условиях онлайн- и смешанного обучения, что, в свою очередь, обуславливает поиск решений по эффективному проектированию применения смарт-технологий в цифровой образовательной среде учителя.

Цель заключается в обосновании педагогического дизайна модели имплементации смарт-технологий при проектировании персональной цифровой образовательной среды педагогов (на примере разработки авторского программного обеспечения Smart Assistant как средства оптимизации деятельности педагога по организации онлайн- и смешанного образовательного процесса).

Методология, методы и методика. Для достижения цели исследования нами были применены следующие группы методов исследования:

1) теоретические: кибернетический метод, метод обобщения, метод аналогии, метод абстрагирования, метод визуализации, метод моделирования, метод классификации;

2) эмпирические: методы анкетирования и интервьюирования; методы математической и статистической обработки данных.

В ходе экспериментальной части исследования был проведен анкетный онлайн-опрос на тему «Внедрение смарт-технологий в дизайне в персональной цифровой образовательной среде преподавателя в условиях дистанционного обучения в вузе» среди 201 преподавателя Карагандинского университета имени академика Е. А. Букетова (Республика Казахстан) и Университета Докуз Эйлюль (Турция) в период с 12 декабря 2022 года по 30 апреля 2023 года. Цель эксперимента заключалась в выявлении проблем адаптации преподавателей при осуществлении профессиональной деятельности в контексте цифровой образовательной среды и применении ими смарт-технологий в профессиональной деятельности. Для этого респондентам было предложно ответить на 15 вопросов и внести предложения-рекомендации в совершенствование цифровой образовательной среды вуза.

Результаты и научная новизна. В статье изучен и обоснован педагогический дизайн имплементации смарт-технологий при проектировании персональной цифровой образовательной среды педагогов, представлены результаты разработки авторского программного обеспечения Smart Assistant как средства оптимизации деятельности педагога по организации онлайн- и смешанного образовательного процесса, а также выявляются проблемы преподавателей вуза при адаптации и осуществлении профессиональной деятельности в контексте цифровой образовательной среды. Определены характерные черты проблем адаптации педагогов в цифровой образовательной среде и сложности применения смарт-технологий в профессиональной деятельности.

Практическая значимость. Был разработан программный продукт Smart Assistant как средство оптимизации деятельности учителя при организации онлайн- и смешанного образовательного процесса.

Об авторах

Г. Б. Саржанова
Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова
Казахстан

Саржанова Галия Байжумаевна – PhD, заведующая кафедрой теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков

Scopus Author ID 57189506923

Караганда



Р. С. Бобеш
Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова
Казахстан

Бобеш Роза Сабиткызы – аспирант кафедры теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков

Караганда



Г. Ж. Смагулова
Карагандинский университет имени академика Е. А. Букетова
Казахстан

Смагулова Гульнур Жумартовна – PhD, старший преподаватель кафедры теории и методики иноязычной подготовки факультета иностранных языков

Караганда



А. Туркель
Университет Докуз Эйлюль
Турция

Туркель Али – PhD, доцент кафедры преподавания турецкого языка педагогического факультета Бука

Измир



Н. Б. Серикбаева
Семипалатинский государственный университет имени Шакарима
Казахстан

Серикбаева Нургуль Бейсембековна – PhD, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии

Семей



Список литературы

1. Смагулова Г. Ж., Саржанова Г. Б., Тлеужанова Г. К., Станчу Н. Развитие цифровых компетенций будущих учителей иностранного языка в области разработки мультимедийных учебных пособий // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 6. С. 216–245. DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-216-245

2. Munawar S., Toor S., Aslam M., Hamid M. Move to smart learning environment: Exploratory research of challenges in computer laboratory and design intelligent virtual laboratory for eLearning Technology // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2018. № 14 (5). P. 1645–1662. DOI: 10.29333/ejmste/85036

3. Тихомиров В. П. Мир на пути Smart education. Новые возможности для развития [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2011. № 3. С. 22–28. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mir-na-puti-smart-education-novye-vozmozhnosti-dlya-razvitiya (дата обращения: 16.06.2023).

4. Такушевич И. А. Исследование педагогического дизайна в синхронии и диахронии // Человек и Общество. 2015. № 2 (43). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-pedagogicheskogo-dizayna-v-sinhronii-i-diahronii (дата обращения: 05.07.2023).

5. Чернобай Е. В., Ефимова Е. А., Корешникова Ю. Н., Давлатова М. А. Педагогический дизайн: российская и зарубежная исследовательская повестка [Электрон. ресурс]. Москва: НИУ ВШЭ, 2022. 44 с. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/pubs/share/direct/593673038.pdf?ysclid=lngynu7hef248079704 (дата обращения: 19.07.2023).

6. Асламова Т. В. Педагогический дизайн и обучение иностранному языку в ВУЗе // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 1. С. 132–143. DOI: 10.24411/2073-3305-2021-1-132-134

7. Днепровская Н. В., Шевцова И. В., Янковская Е. А. Понятийные основы концепции смарт-образования [Электрон. ресурс] // Открытое образование. 2015. № 6 (113). С. 43–51. DOI: 10.21686/1818-4243-2015-6(113-43-51

8. Алетдинова А. А., Мельниченко А. А. Развитие Smart-образования как инновационной технологии [Электрон. ресурс] // Вестник ЮГУ. 2015. № 2 (37). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-smart-obrazovaniya-kak-innovatsionnoy-tehnologii (дата обращения: 13.08.2023).

9. Беленко Т. В., Исаев И. Ф. Педагогический дизайн в системе профессиональной подготовки будущего учителя // Homo Cyberus. 2021. № 1 (10). Режим доступа: http://journal.homocyberus.ru/Belenko_TV_Isaev_IF_1_2021?ysclid=lo06mrxtmu27181419 (дата обращения: 16.02.2023).

10. Liang J.-M., Su W.-C., Chen Y.-L., Wu S.-L., Chen J.-J. Smart interactive education system based on wearable devices // Sensors. 2019. № 19. Article number 3260. DOI: 10.3390/s19153260

11. Youhasan P., Chen Y., Lyndon M. et al. Exploring the pedagogical design features of the flipped classroom in undergraduate nursing education: A systematic review // BMC Nursing. 2021. № 20 (1). DOI: 10.1186/s12912-021-00555-w

12. Соловов А. В., Меньшикова А. А. Модели проектирования и функционирования цифровых образовательных сред // Высшее образование в России. 2021. № 30 (1). С. 144–155. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/modeli-proektirovaniya-i-funktsionirovaniya-tsifrovyh-obrazovatelnyh-sred (дата обращения: 27.02.2023).

13. Konovalova S. A., Kashina N. I., Tagiltseva N. G., Ward S. V., Valeeva E. M., Mokrousov S. I. Application of smart-education technologies in the institutions of the Russian system of additional education of children // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. № 99. Р. 204–213. DOI: 10.1007/978-3-319-92363-5_19

14. Lyapina I., Sotnikova E., Lebedeva O., Makarova, T., Skvortsova, N. Smart technologies: Perspectives of usage in higher education // International Journal of Educational Management. 2019. № 33 (3). Р. 454–461. DOI: 10.1108/IJEM-08-2018-0257

15. Ignatieva N., Zhdankina I., Bykova D., Sysoeva Y. Using smart technologies at the classes of foreign languages at a non-linguistic university // Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. Vol. 136. DOI: 10.1007/978-3-030-49264-9_21

16. Chvanova M. S., Kiseleva I. A., Samokhvalov A. V. The essence and structure of smart technology in mobile education // Proceedings of the 2020 IEEE International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”. IT and QM and IS. 2020. DOI: 10.1109/ITQMIS51053.2020.9322949

17. Ţălu Ş. New perspectives in the implementation of smart-technologies in higher education // Proceedings of the 2 nd International Scientific and Practical Conference “Modern Management Trends and the Digital Economy: From Regional Development to Global Economic Growth” (MTDE 2020). 2020. DOI: 10.2991/aebmr.k.200502.042

18. Kalantzis M., Cope B. The teacher as designer: Pedagogy in the new media age // E-Learning. 2010. № 7 (3). DOI: 10.2304/elea.2010.7.3.200

19. Davidson P. L. Personal learning environments and the diversity of digital natives // OALib. 2017. № 04 (05). DOI: 10.4236/oalib.1103608

20. García-Tudela P. A., Prendes-Espinosa P., Solano-Fernández I. M. Smart learning environments: A basic research towards the definition of a practical model // Smart Learning Environments. 2021. № 8 (1). DOI: 10.1186/s40561-021-00155-w

21. Connelly J. O., Miller P. Improving learning outcomes for higher education through smart technology // International Journal of Conceptual Structures and Smart Applications. 2018. № 6 (1). DOI: 10.4018/ijcssa.2018010101

22. Spector J. M. The potential of smart technologies for learning and instruction // International Journal of Smart Technology and Learning. 2016. Available from: https://www.researchgate.net/publication/305953505 (date of access: 11.05.2023).

23. Barlybayev A. B., Sharipbay A. A. An Intelligent system for learning, controlling and assessment knowledge // Information. 2015. № 18 (5(A)). Р. 1817–1828. Available from: https://www.researchgate.net/publication/311673661_An_intelligent_system_for_learning_controlling_and_assessment_knowledge (date of access: 11.04.2023).

24. Шарипбаев А. А., Барлыбаев А. Б. Методология смарт-образования как новая форма образовательной услуги // Вестник КазНТУ. 2015. № 5. С. 320–326.

25. Mukhametzhanov I. S. Digital educational environment, health protecting aspects // Journal of Siberian Federal University – Humanities and Social Sciences. 2019. № 12 (9). DOI: 10.17516/1997–1370–0484

26. Мироненко Е. С. Цифровая образовательная среда: понятие и структура [Электрон. ресурс] // Социальное пространство. 2019. 4 (21). Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41244396&ysclid=lnhdxuevrh381707635 (дата обращения: 04.05.2023).

27. Баева И. А., Тарасов С. В. Проектирование профессионально-образовательной среды педагога в условиях внедрения и освоения стандарта профессиональной деятельности (на материале системы образования Ленинградской области) // Психологическая наука и образование. 2016. № 8 (2). DOI: 10.17759/psyedu.2016080201

28. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 347 с.

29. Рубцов В. В., Ивошина Т. Г. Проектирование развивающей образовательной среды школы [Электронный ресурс]. Москва: Изд-во МГППУ. 2002. 272 с. Режим доступа: https://psychlib.ru/mgppu/RPr/RPr-001.htm?ysclid=lo07z75rd1865380212#$p1 дата обращения: (22.05.2023).

30. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Электрон. ресурс]. Москва: Смысл, 2001. 365 с. Режим доступа: _yasvinv.a.obrazovatelnayasreda.pdf (xn--24-nmcdg. xn--p1ai) (дата обращения: 09.01.2023).

31. Afari E. The effects of psychosocial learning environment on students’ attitudes towards mathematics. In: Khine M. S. (Eds.). Application of structural equation modeling in educational research and practice. Contemporary Approaches to Research in Learning Innovations. Rotterdam: Sense Publishers; 2013. DOI: 10.1007/978-94-6209-332-4_5

32. Walberg H. J. Psychology of learning environments: Behavioral, structural, or perceptual? // Review of Research in Education. 1976. № 4. Р. 142–178. DOI: 10.3102/0091732x004001142

33. Марон А. Е. Инновационное развитие системы образования на основе методологии средового подхода [Электрон. ресурс] // Человек и образование. 2010. 3. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnoe-razvitie-sistemy-obrazovaniya-na-osnove-metodologii-sredovogo-podhoda (дата обращения: 09.01.2023).

34. Tazhigulova G. O., Assanova D. N., Uteubaeva E. A., Mekezhanova A. B., Tleuzhanova G. K. Conditions of English language teaching to prospective biology teachers in Kazakhstan // Novosibirsk State Pedagogical University Bulletin. 2018. № 8 (6). Р. 23–40. DOI: 10.15293/2226-3365.1806.02

35. Асанов С. А., Акименко Г. В. Педагогический дизайн и педагогическое проектирование как эффективные технологии организации образовательного процесса в ВУЗе [Электрон. ресурс] // Дневник науки. 2020. № 8 (44). Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?edn=rabjur&ysclid=lnhdiq7yiy861342926 (дата обращения: 16.06.2023).

36. Ширинкина Е. В.Проектирование педагогического дизайна образовательной среды университета [Электрон. ресурс] // Вестник СПбГИК. 2021. № 1 (46). С. 156–162. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/proektirovanie-pedagogicheskogo-dizayna-obrazovatelnoy-sredy-universiteta (дата обращения: 17.02.2023).

37. Gros B. The design of smart educational environments // Smart Learning Environments. 2016. № 3 (15). DOI: 1186/s40561–016–0039-x

38. Batoon M., Morales L., Figueroa J. Instructional design to measure the efficacy of interactive e-books in a high school setting // Turkish Online Journal of Distance Education-TOJDE. 2018. № 19 (2). Р. 47–60. DOI: 10.17718/tojde.415641

39. Kitibyeva A., Sarzhanova G., Bobesh R. Implementation of smart technologies in the internal ecosystem of university // Bulletin of Abay KazNPU. Series “Pedagogical Sciences”. 2023. № 2 (78). Р. 83–90. DOI: 10.51889/2959-5762.2023.78.2.009


Рецензия

Для цитирования:


Саржанова Г.Б., Бобеш Р.С., Смагулова Г.Ж., Туркель А., Серикбаева Н.Б. Педагогический дизайн применения смарт-технологий в цифровой образовательной среде педагога. Образование и наука. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-45

For citation:


Sarzhanova G.B., Bobesh R.S., Smagulova G.Z., Turkel A., Serikbayeva N.B. Instructional design of smart technology use in teacher digital educational environment. The Education and science journal. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2023-9-12-45

Просмотров: 121


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)