Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 27, № 8 (2025)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

9-34 14
Аннотация

Введение. Учебная деятельность студентов в настоящий момент претерпевает значительные изменения в связи с активным внедрением генеративного искусственного интеллекта в образовательный процесс. Научное сообщество озабочено тем, что данные технологии могут выступать не только фактором снижения когнитивных способностей обучающегося, но и способствовать потере позиции субъекта учебной деятельности. В связи с этим становится актуальной разработка модели такого взаимодействия студентов с генеративным искусственным интеллектом, которое бы способствовало поддержанию и развитию у них субъектных качеств. Это позволит взять под контроль стихийно развивающееся на данный момент взаимодействие обучающихся с нейросетями и сделать данный процесс не только целенаправленным и управляемым, но и ориентированным на развитие личности обучающихся. Цель исследования – провести системный анализ научных позиций в понимании субьектности студента и его взаимодействия с генеративным искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Реализация цели осуществлялась с применением методов: аналитический обзор литературы и системный анализ. Результаты. Установлено, что теоретическими основаниями для разработки модели развивающего взаимодействия студентов с генеративным искусственным интеллектом выступили базовые характеристики взаимодействия как междисциплинарной категории и качества субъекта, связанные с автономией, осознанностью и способностью к саморегуляции/самоорганизации деятельности. Научная новизна. Ситуация взаимодействия студента с генеративным искусственным интеллектом рассматривается не только как способ улучшения результатов обучения, но, прежде всего, как возможность развития субъектных качеств у обучающегося. Практическая значимость. Представленные в статье материалы могут быть использованы в практической деятельности специалистами в области педагогики и психологии образования при разработке программ психолого-педагогического сопровождения студентов. Теоретический обзор и систематизация научной информации, посвященной проблемам определения понятий «взаимодействие» и «субъектность», также могут быть полезны при проведении психологических исследований и в преподавании психологических дисциплин.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

35-61 12
Аннотация

Введение. Актуальность исследования обусловлена необходимостью решения задач технологического развития, которые определены в Законе Республики Казахстан от 1 июля 2024 года № 103-VIII ЗРК «О науке и технологической политике». Целью статьи является разработка инновационной модели совершенствования научно-исследовательской работы студентов вузов Республики Казахстан на основе анализа и обобщения зарубежного и отечественного опыта организации научных исследований в контексте достижения технологического суверенитета. Методология, методы и методики. В проведенном исследовании применялись теоретические (анализ нормативных актов, литературы по проблеме исследования; обобщение представлений о факторах активизации НИРС, сравнение моделей организации научно-исследовательской работы студентов) и эмпирические (наблюдение, анкетирование) методы, метод Делфи. Респондентами выступили 2 370 студентов, обучающиеся по различным образовательным программам, 1 458 преподавателей и 351 эксперт из 9 ведущих вузов Республики Казахстан. Обработка и анализ полученных данных проводился с использованием пакета SPSS. Усилить выводы о достоверности полученных в комплексном исследовании результатов позволила официальная среднестатистическая оценка данных в Республике Казахстан. Результаты и научная новизна. Выявлены педагогические возможности комплексного сопровождения научно-исследовательской деятельности студентов вузов в условиях цифровой трансформации образования. Установлено, что результативность студенческой науки в значительной степени определяется сочетанием институциональных механизмов, цифровых инструментов, уровня методологической подготовки и роли преподавателя-наставника. Обоснована целесообразность включения научно-исследовательской работы студентов в стратегические и образовательные контуры вуза. Разработана и апробирована инновационная модель, направленная на повышение уровня мотивации, исследовательской самостоятельности и вовлеченности студентов. Подтверждена взаимосвязь между степенью развития цифровой и организационной инфраструктуры научно-исследовательской работы студентов и формированием устойчивой исследовательской идентичности обучающихся. Практическая значимость. Инновационная модель может быть использована как инструмент стратегического и операционного управления в университетах разного профиля.

62-87 15
Аннотация

Введение. В условиях неуклонно растущего интереса к сохранению и трансляции культурного наследия подготовка высококвалифицированных певцов традиционного стиля исполнения требует интеграции в образовательный процесс современных педагогических технологий. Цель – изучение и актуализация педагогической системы, обеспечивающей всестороннюю подготовку исполнителей традиционного песенного жанра. Методология, методы и методики. Исследование базируется на системном, компетентностном и деятельностном подходах. Результаты. Разработана и апробирована авторская система подготовки исполнителей-традиционщиков, включающая в себя музыкальную грамотность, музыкальную сознательность, музыкальную воспитанность и музыкальную деятельность. Также определены педагогические методы и технологии, способствующие эффективному развитию музыкального мышления, художественного вкуса, технического мастерства и сценической выразительности студентов. Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании авторской системы, ориентированной на комплексное формирование профессиональной компетентности исполнителей-педагогов. Предложены педагогические методы и технологии, эффективные для использования в процессе подготовки музыкантов-исполнителей. Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в образовательном процессе вузов и колледжей искусств для совершенствования подготовки высококвалифицированных музыкантов-исполнителей, конкурентоспособных на современном рынке труда.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

88-116 11
Аннотация

Введение. Возрастающий спрос на повышение квалификации и профессиональное обучение взрослых людей как со стороны работодателей, так и со стороны работников создает потребность в научном осмыслении современных технологий образования взрослых, в исследовании теоретических основ и современных подходов к андрагогике, а также эмпирическом исследовании образовательных потребностей обучающихся и провайдеров (организаторов) обучения. Цель – исследовать практики использования методов и технологий обучения взрослых людей в программах дополнительного профессионального образования на основе анализа результатов опроса обучающихся и провайдеров программ дополнительного профессионального образования (ДПО). Методология, методы и методики. Использовались методологические подходы, основанные на теории обучения взрослых (А. В. Даринский, С. И. Змеев, M. S. Knowles), а также на идеях профессионально-личностного самоопределения и развития в условиях неопределенности (А. Г. Асмолов, R. M. Ryan). В исследовании был применен метод перекрестного сравнения результатов опросов двух независимых выборок респондентов: обучающихся по программам ДПО (2 650 респондентов из 25 субъектов РФ) и провайдеров дополнительных профессиональных программ из 18 субъектов РФ, а также проведен анализ результатов опроса каждой из категорий. Результаты. Установлено, что отечественное и мировое образование взрослых развивается в едином проблемном поле, ключевыми вопросами которого являются необходимость создания и внедрения механизмов развития учебной самостоятельности и мотивации обучающихся, организационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса, включая использование генеративного искусственного интеллекта, дополненной и виртуальной реальности, микрообучения, современных инструментов оценивания успешности обучающихся. Научная новизна исследования заключается в использовании сравнительно-сопоставительного метода анализа мнений обучающихся и провайдеров образовательных программ, что позволило выявить совпадение точек зрения обеих групп респондентов относительно отбора методов и технологий обучения, ориентированных на массовизацию, а не на персонализацию образования взрослых. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для принятия управленческих решений по развитию российской системы ДПО на всех уровнях, совершенствованию методического обеспечения проектирования и реализации программ ДПО, а также для организации дальнейших научных прикладных исследований в сфере андрагогики.

117-135 11
Аннотация

Введение. Исследование метакогнитивных процессов в образовании в целом и активное использование технологии «перевернутый класс» в образовательном процессе в частности в последнее время привлекают все большее внимание исследователей. Цель – исследование взаимосвязи между вкладом технологии «перевернутый класс» в развитие образовательного процесса и ее влиянием на состояние метакогнитивной осведомленности студентов. Методология и методы исследования. В исследовании широко использовались количественные, неэкспериментальные и корреляционные методы для анализа влияния технологии «перевернутый класс» на состояние метакогнитивных навыков студентов, в том числе опросник Metacognitive Awareness Inventory (MAI) в качестве основного инструмента оценки. В качестве переменных были приняты уровень школьного образования учащихся и их академические результаты. Выборка состояла из 212 учеников 3 старших школ академического региона Сеттат г. Касабланка. Данные, полученные с помощью опросника MAI, были проанализированы с помощью программного обеспечения IBM SPSS 23. Результаты исследования подтверждают значительную корреляцию между результатами использования технологии «перевернутый класс» и достижением более высоких уровней метакогнитивной осведомленности учащихся, особенно в областях, связанных с саморегуляцией и методами решения проблем. В ходе исследования было установлено, что применение технологии «перевернутый класс» может существенно повысить способность студентов управлять процессами собственного обучения, что подчеркивает важность влияния интеграции метакогнитивных стратегий на развитие методов преподавания для достижения заявленных образовательных результатов. Научная новизна. Данное исследование вносит определенный вклад в дискуссию о путях влияния технологии «перевернутый класс» на процессы метапознания с целью предоставления студентам возможностей применения лучших подходов к обучению. Практическая значимость. Настоящее исследование дает отличные результаты для школьных педагогов, исследователей и лиц, принимающих решения, в поиске новых путей для повышения образовательных результатов учащихся.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

136-166 10
Аннотация

Введение. Процедуры оценивания качества подготовки выпускников являются актуальными для системы высшего образования и рынка труда. Ключевые участники образовательного процесса заинтересованы в независимой, объективной и комплексной оценке компетенций. Целью исследования является установление ожиданий ключевых участников процесса подготовки кадров по программам высшего образования (работодателей, преподавателей и обучающихся) в отношении функциональных возможностей интеллектуальных систем оценивания сформированности профессиональных и надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников инженерных специальностей. Методология, методы и методики. Сбор данных проходил в 2024 г. в Омске и включал анкетный опрос (май–октябрь) и интервьюирование (сентябрь–ноябрь). Всего опрошено 41 работодатель, 44 преподавателя вузов, 215 обучающихся. Проинтервьюировано 19 работодателей и 23 преподавателя. Для измерения связи между функциональными возможностями интеллектуальных систем использовался коэффициент корреляции (τ-b Кенделла). При составлении анкеты и гайда интервью использовались теоретические разработки поведенческого и функционального методологических подходов изучения компетенций. Результаты показали, что в ответах работодателей, преподавателей и обучающихся преобладает высокая степень согласия с тем, что интеллектуальная система должна обеспечить возможность оценить уровень сформированности как профессиональных, так и надпрофессиональных компетенций студентов и выпускников инженерных специальностей. Вместе с тем возможность оценивания профессиональных компетенций указывается чаще, чем надпрофессиональных. Опрошенные участники образовательных отношений наряду с инструментальными процедурами оценивания сформированности компетенций ожидают от интеллектуальных систем получить технологии, которые позволяют: обеспечить трансфер актуальных в реальном секторе экономики знаний, умений и навыков в образовательное пространство; проектировать практикоориентированные образовательные программы; проводить профориентационную работу и эффективное трудоустройство. Научная новизна. Авторами реализован полисубъектный подход к изучению возможностей интеллектуальной системы оценки компетенций студентов и выпускников вузов, что расширяет сложившуюся практику исследований в данном вопросе. Полученные результаты позволяют рассматривать интеллектуальные системы оценки компетенций в качестве инструмента сокращения транзакционных издержек в системе высшего образования и рынка труда. Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для проектирования интеллектуальных систем оценивания компетенций студентов и выпускников вузов как инженерных, так и образовательных программ других укрупненных групп направлений подготовки и специальностей.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

167-193 11
Аннотация

Введение. Интенсификация инклюзивных процессов в высшей школе актуализирует вопросы создания в вузе образовательной среды, обеспечивающей условия для самореализации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), причем субъективным ядром такой среды должен служить профессорско-преподавательский состав. Однако особенности позиции преподавателей как субъектов содействия самореализации студентов с ОВЗ до настоящего времени не становились предметом эмпирического изучения. Тем самым в соответствующем аспекте имеет место известная дефицитарность представлений о вузовском преподавателе как участнике инклюзивных образовательных отношений. Цель исследования состояла в том, чтобы на эмпирической основе типологизировать профессорско-преподавательский состав вузов в зависимости от характера его субъектной позиции в системе содействия самореализации студентов с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Методология, методы и методики. Исследование строилось на методологических принципах инклюзивного и субъектно-деятельностного подходов в образовании. В качестве респондентов онлайн-опроса выступили 1  536 преподавателей вузов из 5 федеральных округов Российской Федерации. Был применен персонифицированный подход к анализу данных с использованием анализа латентных профилей. Результаты. Выделены 4 латентных профиля вузовских преподавателей, соответствующих уровням принятия ими инклюзивного образования и их готовности поддерживать самореализацию студентов с ОВЗ, отражающих типы преподавательских позиций – вовлеченную, отстраненную, заинтересованную и скептическую. Каждая из соответствующих типологических групп преподавателей специфична по внутренней структуре, в вариативном соотношении включая в себя, с одной стороны, преподавателей разных по образовательной направленности вузов, а с другой – преподавателей, различающихся по социально-демографическим и социально-профессиональным характеристикам. Научная новизна. Материалы исследования позволяют углубить представления о закономерностях становления инклюзивных образовательных отношений в системе «преподаватель вуза – студент с ОВЗ». Практическая значимость. В контексте полученных результатов определяются ориентиры для осуществления дифференцированного подхода в работе вузов по оптимизации статуса профессорско-преподавательского состава как субъекта содействия самореализации студентов с ОВЗ.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)