Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 22, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-6

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

9-30 175
Аннотация

Введение. В модернизации современного образования ведущую роль начинает играть междисциплинарный подход, основанный на углублении связей образования с наукой, что является сегодня наиболее острой проблемой в условиях лавинообразного роста научной информации. В основе реализации междисциплинарного подхода лежит методология моделирования с использованием информационных технологий как методология новой постиндустриальной ступени научной культуры исследований в цифровую эпоху, имеющая фундаментальное значение и в подготовке современных педагогов.

Цель статьи – исследовать аспекты методологии моделирования с использованием информационных технологий в реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений.

Методология и методики. В исследовании использовались методология моделирования, системный подход, анализ и обобщение результатов работ по реализации междисциплинарного, культурологического и метапредметного подходов в образовании.

Результаты и научная новизна. Проведен анализ междисциплинарного подхода/интеграции как ведущей тенденции в постиндустриальном образовании. Обосновано, что междисциплинарность подготовки, реализуемая на основе методологии моделирования, имеет фундаментальное значение в формировании у студентов общекультурных научных представлений и в осознании ими науки как идеала единого научного знания. Исследованы различные аспекты модернизации подготовки студентов педагогических направлений на основе методологии моделирования, определены основные особенности реализации культурологического и метапредметного подходов в отборе содержания профильной подготовки будущих педагогов. Выявлено, что в реализации междисциплинарного подхода важная роль принадлежит междисциплинарным курсам. Обоснованы дидактические и методические принципы разработки теоретико-модельных междисциплинарных курсов для студентов – будущих педагогов. Показано, что в соответствии с методологией моделирования главной дидактической целью таких курсов является обучение реализации этапов решения задач исследования (объектов процессов или явлений) с использованием информационных технологий.

Практическая значимость. Материалы статьи вносят свой вклад в реализацию междисциплинарного подхода в модернизации подготовки студентов педагогических направлений и будут интересны как теоретикам образования, так и преподавателям, ведущим профессиональную подготовку студентов педагогических направлений и всем, кто заинтересован в благополучном будущем системы образования.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

31-48 139
Аннотация

Введение. Полноценное функционирование высшего образования в XXI веке уже невозможно представить вне глобального контекста. Набирающая темпы глобализация, с одной стороны, открывает широкие возможности для развития высшей школы, с другой – является вызовом национальным системам подготовки квалифицированных специалистов, в том числе учителей. Интернационализация педагогического образования сегодня превращается в один из мировых трендов.

Целью представленного в статье исследования стало изучение состояния вовлеченности будущих российских педагогических кадров в процессы академической мобильности.

Методология и методы. В основу работы была положена теория интернационализации образования в условиях нарастающей глобализации. В ходе изыскания использовался смешанный инструментарий: анализ и обобщение содержания научных источников, статистических данных (документов Евростата, отчетов ОЭСР) и социологический опрос, в котором приняли участие 1714 студентов, обучающихся в университетах Сибири.

Результаты и научная новизна. Аналитический обзор литературы позволил констатировать дефицит научных публикаций по проблемам интернационализации педобразования и отсутствие в Российской Федерации статистики об академической мобильности будущих учителей. С опорой на результаты теоретического анализа были определены уровни изучения академической миграции студентов педагогических специальностей – геополитический, организационный и персонально ориентированный. Разработан опросник для выяснения степени активности академической мобильности студентов, предусматривающий сканирование портфолио респондентов, выяснение их готовности и мотивации участия в процессе интернационализации и программах академического обмена. Подведение итогов анкетирования продемонстрировало весьма слабую включенность учащихся сибирских вузов в подобные программы на фоне высоких показателей их заинтересованности и желания обучаться в других вузах, в том числе за рубежом. Обозначены причины вскрытого противоречия.

Практическая значимость. Предложены рекомендации по изменению обнаруженной критической ситуации. Подчеркивается, что и в куррикулуме российского университета, и в индивидуальном образовательном маршруте академическая мобильность должна занять подобающее ей важное место. Ее необходимо поддерживать, одновременно формируя новую профессиональную идентичность учителя в глобальном контексте.

49-73 126
Аннотация

Введение. Глобальная образовательная повестка диктует необходимость улучшения качества российского высшего образования. В контексте данного исследования работа над качеством образования определяется как стратегия интегративного управления опытом иностранных студентов в учебно-академической и внеучебной деятельности для обеспечения максимизации образовательных результатов. Несмотря на то, что российские университеты имеют стабильную входящую мобильность иностранных студентов, научных исследований, моделирующих интегративное взаимодействие этих основных составляющих образования, недостаточно. В данной статье исследуются пути преодоления этого разрыва.

Цель статьи. Разработка и тестирование интегративной модели повышения качества образования иностранных студентов в учебно-академической и внеучебной областях, а также переосмысление стратегии управления этим процессом.

Методология и методы исследования. В статье использованы смешанные методы исследования: индивидуальные интервью и опрос закрытого и открытого типов. Методы наблюдения за учебно-академической и внеучебной деятельностью иностранных студентов, экспертные оценки содержания преподаваемых курсов и их результатов применялись в Тюменском государственном университете проекта 5–100 для определения компонентов, педагогического инструментария и компетенций, значимых для высокого качества предлагаемого образования.

Результаты и научная новизна. В состав разработанной интегративной модели высокого качества образования включены взаимосвязанные учебно-академические и внеучебные компоненты. Рассмотрен широкий спектр педагогических инструментов, таких как: обязательный курс академического русского языка, интерактивная поддержка студентов преподавателем, социокультурная и интеллектуальная вовлеченность студентов, интерактивная поддержка иностранного студента студентом принимающего университета (по типу «друг»), дискуссионные мастерские для студентов и преподавателей. Предложены методы обучения рефлексии, критическому анализу текстов, использования подтверждающей обратной связи, сообществ, проектного и ориентированного на действие обучения, групповых дискуссий, языковых тандемов. Выявлены основные компетенции для повышения качества образования на основе учебных программ и внеучебной деятельности иностранных студентов: критическое чтение и рефлексия, академическое письмо, ведение переговоров, аргументирование, логическая cвязность, межкультурная и кросс-культурная компетенция для бесконфликтного общения и толерантности к неоднозначности.

Практическая значимость. Интегративная модель может быть использована в других российских вузах для разработки дорожной карты повышения качества образования иностранных студентов и ее применения в политике интернационализации вуза.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

74-101 170
Аннотация

Введение. Современная высшая школа должна удовлетворять потребности инновационного общества знаний, что подразумевает опору на гуманистические идеи, внедрение цифровой педагогики, включение в учебный процесс дидактических инноваций и активное применение практико-ориентированных технологий.

Цель статьи – представить и проанализировать технологические ресурсы высшего образования, раскрыв образовательный потенциал проектного обучения, смарт-технологий и событийной педагогики.

Методология и методы. Методологической базой работы являлись гуманистический, системный и деятельностный подходы, отражающие суть развития образования в настоящее время. В качестве основных методов использовались анализ и обобщение теории и практики интерактивных технологий, находящихся в поле внимания зарубежных и российских ученых.

Результаты и научная новизна. Определены тенденции модернизации высшего образования и факторы достижения нового качества подготовки студентов к профессиональной деятельности. Технологические ресурсы рассмотрены как ключевой компонент обучения и профессионализации будущего специалиста. В качестве приоритетной для образования выделена проектная технология, поскольку она аккумулирует когнитивные практики, стимулирующие решение познавательных проблем; поощряет и интенсифицирует самостоятельную деятельность; дает возможность наглядно и в полном объеме представить продукт учебной работы. Сформулированы и описаны образовательные цели участников проекта: приобретение актуальных знаний, опыта самооценки и экспертной оценки; улучшение исследовательских навыков; разработка и пополнение портфолио будущего специалиста.

Отмечены уникальные возможности смарт-образования и соответствующих ему технологий, ориентированных на активацию комплекса когнитивных и креативных способностей студента, оперативное реагирование на происходящие изменения во внешней среде; предусматривающих формирование практических умений личности взаимодействовать в социальных сетях, коммуницировать в дистанционном обучении, работать с электронными источниками информации, комплектовать личные базы знаний и др.

Событийное образование показано как ресурс открытого и свободного образования и как процесс уникального, увлекательного жизнетворчества студентов, который создается общими усилиями преподавателей и обучающихся.

Распространение интерактивных технологий и информационно-коммуникационных средств в высшей школе изменяет организацию профессиональной подготовки и качество образовательной среды, обучение в которой строится на принципах сотрудничества и открытости, приобретает гибкость и персональную направленность.

Практическая значимость. Бурный процесс непрерывного технологического совершенствования всего спектра жизнедеятельности, достижения в области электроники и нарастающие потоки информации, находящейся в свободном доступе, существенно изменяют контент профессионального образования и его инструментально-методическое оснащение. Необходимым условием продуктивного использования технологических ресурсов в учебном процессе является их адаптация под главные задачи высшей школы, которые заключаются в подготовке человека к настоящей и будущей жизни, к решению насущных социально-экономических и социокультурных вопросов, стоящих перед обществом.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

102-136 139
Аннотация

Введение. Тема качественного и эффективного взаимодействия образовательной организации и семьи в процессе воспитания обучающихся остается актуальной. В предлагаемом исследовании отношения современной российской семьи и педагогов образовательного учреждения рассматриваются через призму понятия «социальная репрезентация», которое трактуется как субъективное представление педагогов о семье обучающихся через призму определенных установок по отношению к ней. Одним из факторов, оказывающих влияние на представление педагогами семьи как благополучной/ неблагополучной, было выбрано демонстрируемое обучающимися поведение.

Цель исследования – рассмотреть явление социальной репрезентации семьи через ее восприятие педагогами как благополучной или неблагополучной, которое формируется как ответ на демонстрируемое учащимися 7–11 классов просоциальное/девиантное поведение.

Методология, методы и методики. В качестве основной методологии исследования был использован системный подход, в рамках которого рассматривались взаимосвязи и влияние фактора восприятия педагогами семьи (благополучной/неблагополучной) и их отношение к демонстрируемому поведению подростка (просоциальному/девиантному). Для достижения поставленной цели сбор эмпирического материала базировался на комплексном авторском социологическом исследовании, проведенном в 2017–2019 гг. в образовательных организациях Свердловской области. В качестве методов сбора социологической информации использовались: анкетный опрос, фокусированное интервью, тестирование. Сбор первичной социологической информации осуществлялся методом анкетирования обучающихся 7–11 классов, их классных руководителей, а также проведением фокусированного интервью с педагогическими работниками – классными руководителями в 7–11 классах. Опрос педагогических работников проводился с использованием интернет-технологий (в режиме онлайн). Вторичный анализ социологических данных был проведен методами математической статиcтики (в терминах корреляционного и дисперсионного факторного анализа ANOVA/ VANOVA) с использованием инструментов MS Excel, IBM SPSS, Statistic for Windows 5.5.

Результаты исследования. В ходе исследования обнаружены расхождения между социальной репрезентацией педагогами образовательной организации восприятия семьи и переносом представлений педагогов о состоянии семьи на восприятие поведения подростков 13–17 лет как девиантного/просоциального. Выявлено, что восприятие педагогами семьи обучающихся как благополучной или неблагополучной определяется их социальными представлениями с опорой на установки профессиональной группы через доминирование таких признаков благополучия как: полная/ неполная семья, образование родителей, занятость в деятельности и их материальное обеспечение. Также было определено, что системообразующим фактором благополучия семьи в картине мира педагогов является взаимодействие семьи и школы. Чем выше уровень взаимодействия семьи со школой, тем более педагоги оценивают данную семью как благополучную. При этом выявлена противоречивость данных установок. Описаны модели представлений педагогами благополучной, неблагополучной и условно благополучной семьи на основании полученных эмпирических данных.

Научная новизна. Впервые проведен анализ состояния современной российской семьи в терминах социальной репрезентации и определения ее благополучия/неблагополучия через призму восприятия педагогами образовательной организации как самого обучающегося, так и его ближнего окружения. Описаны характеристики благополучной и неблагополучной семьи с опорой на представление педагогов и проявления девиации или просоциальной формы в поведении подростков 13–17 лет.

Практическая значимость исследования. В исследовании осуществляется попытка учета ошибок восприятия педагогами подростков 13–17 лет, проявляющих девиантное/просоциальное поведение и репрезентации их семей. Учет этих ошибок позволяет выявить погрешности в воспитательной работе образовательных организаций с целью в дальнейшем оказать реальную помощь семье и обучающимся. Научно доказаны на сущность и актуальность корректировки установок при составлении педагогами образовательных организаций образа семьи (с исключением установок профессионального сообщества на доминирование факторов благополучия/неблагополучия). Намечены направления совершенствования воспитательной деятельности образовательных организаций с учетом ошибочности восприятия педагогами семей и дальнейшей профилактики девиантного поведения обучающихся 13–17 лет.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

137-175 163
Аннотация

Введение. Глобализация, открытость инновациям, внедрение цифрового контента, реализация компетентностного подхода в современном образовании порождают устойчивую тенденцию к повышению роли образовательных технологий в различных видах профессиональной деятельности педагога, усиливая актуальность их применения на всех уровнях образования. Владение и эффективное использование широкого спектра образовательных технологий расширили возможности педагогов продуктивно использовать гуманитарно-педагогические и информационно-технические средства для получения гарантированно заданного (ожидаемого) образовательного результата. Интерес ученых и практиков к отбору, проектированию, внедрению и оценке эффективности образовательных технологий в вузе подтверждается увеличением числа публикаций, в которых предлагаются самые разнообразные точки зрения на их использование в образовательном процессе, образовательной коммуникации и профессиональноличностном развитии студентов. Поиск самых эффективных средств подготовки специалистов нового поколения для научно-технологического прорыва России усилил значимость системной научной информации о современных образовательных технологиях, применяемых в высшей школе.

Цель статьи. Изложение результатов обзора и систематизации научной информации о теоретических основах разработки и применения образовательных технологий в отечественных и зарубежных вузах.

Методология и методики исследования. Аналитический обзор подготовлен на основе систематизации и обобщения зарубежных и отечественных научных публикаций, посвященных проблеме проектирования и применения образовательных технологий в практике высшего образования. Проанализировано 319 источников, изданных с 2010 г. и включенных в наукометрические базы Web of science, Scopus и Российский индекс научного цитирования. Для реализации поставленной цели авторы применили методы контент-анализа, системного, сравнительно-сопоставительного, терминологического и контекстологического анализа, обобщения и систематизации, аналитической группировки, а также методы математической статистики.

Результаты и научная новизна. В статье отражены результаты анализа отечественных и зарубежных публикаций по следующим основаниям: 1) уровни представления научной информации (теоретический, теоретико-экспериментальный, эмпирический); 2) признаки и свойства образовательных технологий; 3) подходы к выбору оснований для классификаций образовательных технологий; 4) возможности образовательных технологий в формировании академической, коммуникативной и профессиональной компетентности специалиста; 5) критерии для оценки эффективности их применения в вузовской образовательной практике; 6) готовность вузовских преподавателей к разработке и внедрению образовательных технологий. Установлено, что российские авторы в большей мере ориентированы на описание характеристик и алгоритмов преимущественно гуманитарных образовательных технологий, условий применения и оценку их эффективности через влияние на профессионально-личностное развитие и формирование информационно-коммуникативной компетентности студентов. Иностранные авторы отдают предпочтение оценке масштабов распространения цифровых образовательных технологий (в границах образовательной организации и за ее пределами), мере принятия студентами образовательных технологий и их эффективности через влияние на повышение качества образовательных результатов. Зафиксированы статистически значимые различия по всем рассмотренным функциональным характеристикам образовательной технологии между отечественными и зарубежными публикациями, за исключением «Отношение студента к образовательной технологии». И российские, и иностранные авторы в последние 5 лет усилили интерес к смешанным образовательным технологиям и к проблемам интеграции гуманитарных и цифровых технологий в высшем образовании. В российских журналах наметилась тенденция к увеличению публикаций о цифровых технологиях, а в зарубежных – о гуманитарных технологиях, а также проблемах изучения ресурсов и условий повышения эффективности образовательных технологий.

Практическая значимость. Материалы статьи могут быть использованы в вузовской образовательной практике и при проведении исследований по проблемам разработки и эффективности применения образовательных технологий в отечественном и зарубежном высшем образовании.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

176-200 114
Аннотация

Введение. Формирование и внедрение национальной системы учительского роста в РФ предполагает широкий учёт мировых практик, которые базируются на эффективных моделях профессионального учительского развития. В данном исследовании анализируются подходы и модели, применяемые в подготовке и непрерывном обучении педагогов в Гонконге и Финляндии.

Цель исследования – обозначить проблематику формирования национальной системы учительского роста в контексте анализа эффективности лучших образцов зарубежного опыта, а также выявить возможности применения данного опыта к российским реалиям.

Методология и методики исследования. Авторы исследования опирались на социокультурный подход к организации системы дополнительного профессионального педагогического образования, концепции непрерывного и неформального обучения через всю жизнь, методологические подходы и методы, разработанные и применяемые в сравнительной педагогике. Осмысление и обобщение содержания материалов исследования производились на основе сравнительно-ретроспективного анализа с глубиной поиска 10-12 лет.

Результаты. Анализ эффективных моделей национальных систем профессионального роста и развития педагогических работников на примере Гонконга и Финляндии позволил выявить схожие подходы. К ним относятся: строгие критерии отбора на педагогические специальности, расширение педагогической практики в процессе обучения, включение исследовательских задач в программы подготовки, актуализация проблематики запросов конкретных групп учителей, создание систем непрерывного профессионального развития педагогов, осознание особой актуальности программ «введения в специальность» как компонента системы непрерывного профессионального развития учителя, создание специфических механизмов мотивации к успешной профессиональной деятельности учителя, основанных на национальных историко-культурных особенностях в каждой стране.

Научная новизна. Системно проанализированы основные этапы, блоки, ключевые характеристики моделей профессионального развития учителей в Гонконге и Финляндии. Отмечены особенности применения практик профессионального развития учителей стран англосферы в Гонконге. Выявлены механизмы мотивации к профессиональной деятельности учителя, в основе которых лежат национальные культурно-исторические особенности и ценности; показаны сходство и различие применения данных механизмов.

Практическая значимость. Результаты и выводы исследования эффективных зарубежных моделей и практик могут быть положены в основу дальнейших реформ, направленных на формирование и внедрение национальной системы учительского роста (НСУР-НСПР ПР) в Российской Федерации, а также позволят создать механизмы адаптации учителей к изменениям и повысить их мотивацию к непрерывному профессиональному росту.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)