ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Введение: Основная задача профессионального стандарта, систематизирующего трудовые функции педагога, состоит в описании не личностных качеств педагога, а процесса и результата его деятельности. Логика разработки профессионального стандарта предполагает анализ педагогической деятельности и оценивание ее результатов, которые должны обладать свойствами измеряемости и диагностируемости.
Цель изложенного в статье исследования заключается в выявлении праксиологических основ профессионального стандарта педагога посредством сопоставительного анализа его требований и фундаментальных идей праксиологии – общей теории успешной деятельности, разрабатываемой отечественными и зарубежными авторами и отраженной в монографических и диссертационных исследованиях.
Методология. Методологическую основу исследования составляют идеи системного, деятельностного и праксиологического подходов.
Результаты. Доказано, что педагогическая праксиология как наука и практика эффективной организации педагогической деятельности является новым действенным механизмом описания характеристик педагогической деятельности, формирования комплексного профессионального портрета педагога. Праксиология устанавливает рамки его компетенций, определяет структурированные требования к содержанию, условиям и качеству труда, квалификации и компетенциям в области профессиональной деятельности, обеспечивает необходимое соответствие осведомленности педагога предъявляемым к нему требованиям, характеризует способы оценки освоения компетенций учителей, способствует вовлечению педагога в решение задачи повышения качества образования, служит основой для выстраивания непрерывной траектории повышения уровня профессиональной подготовки каждого педагога.
Научная новизна. Исследовано содержание профессионального стандарта с позиций праксиологического подхода, выделены концептуальные идеи праксиологии, определяющие место и роль праксиоцентризма в профессиональном стандарте, предложены критерии и показатели оценки трудовой деятельности педагога с точки зрения ее эффективности и результативности.
Практическая значимость. Проведенное исследование вносит вклад в решение теоретических и практических проблем соотнесения существующих федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных стандартов. Это особенно важно для утверждения и внедрения в педагогическую практику следующего поколения ФГОС, разрабатываемых на основе профессиональных стандартов.
Введение. Для разработки образовательной политики, стратегии развития образовательных систем, методов управления качеством педагогической деятельности на разных ступенях образования необходим специально организованный комплекс научных исследований, направленных на получение достоверной опережающей информации о развитии педагогических объектов. Результат педагогического управления профессионально-образовательным процессом во многом обусловлен качеством педагогического проектирования и прогнозирования. В свою очередь, качество прогнозирования является фактором, определяющим посредством педагогического проектирования общую эффективность управления.
Цель статьи заключается в описании модели управления образованием, в которой регулирование темпа формирования компетентности используется как инструмент выстраивания и координирования процесса опережающего обучения.
Методология и методики. Предлагаемая авторская модель создавалась на основе компететностно-контекстного подхода, предполагающего отбор содержания обучения в виде совокупности компетенций и проектирование об- разовательно-профессионального процесса с учетом индивидуального темпа освоения этих компетенций обучающимися.
Результаты. Констатируется социально-педагогическое противоречие между потребностью в эффективном инструментарии прогнозирования результатов образования и острым дефицитом прогностических теоретико-методологических и методико-практических средств в управлении образовательным процессом. Описаны терминологический аппарат и полученные эмпирическим путем математические модели, на основе которых осуществляется пе- дагогическое управление образовательно-профессиональным процессом в вузе, обеспечивающее опережающий уровень сформированности у студентов организационно-управленческой компетентности.
Научная новизна. Уточнено понятие «опережающий уровень образования»; введено понятие «темп формирования компетентности»; предложен вариант решения проблемы прогнозирования результатов обучения, позволяющего менеджерам эффективно управлять образовательными системами и предпринимать своевременные действия по коррекции их функционирования.
Практическая значимость. Представленные в статье модель и методика ее применения могут быть использованы для конкретизации функций управления образовательно-профессиональным процессом при проектировании и диагностике достижения целей обучения в опережающем режиме.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Введение. Субъектная позиция личности – феномен, детерминирующий самоактивность, индивидуальность, суверенность, положительную динамику саморазвития, самовоспитания, самообучения и самореализации – т. е. те качества, которые необходимы современному специалисту. Поэтому разработка концепции формирования и развития субъектной позиции будущего специалиста в период его профессиональной подготовки является актуальной научно-практической задачей.
Цель описанного в публикации исследования – теоретическое осмысление закономерностей процесса становления субъектной позиции студента вуза; принципов, отражающих особенности функционирования субъектного пространства; и требований, предъявляемых к организации данного педагогического процесса.
Методология и методики исследования. В работе использовались анализ фи- лософских и психолого-педагогических источников по проблеме исследования; трансспективный феноменологический, психологический, сопоставительный, системный, структурно-функциональный виды анализа, дедуктивно-индуктивный метод, сопоставление, сравнение, обобщение, синтез, абстрагирование.
Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «субъектная позиция обучающегося», включающее в себя такие категории, как полисистемность, многомерность, многофункциональность. Обобщены признаки носителя субъектной пози- ции, особое внимание уделено его личностным характеристикам. Выделены закономерности формирования и развития субъектной позиции обучающегося, обусловленные внутренними механизмами самоактуализации, самоорганизации, саморазвития и самосовершенствования. Показано, что эти закономерности проявляются в системе разнообразных социальных отношений, зависят от внешнего воздействия, целостности и единства учебно-воспитательного процесса, характеризуются гетерохронностью, эмерджентностью и эволюционированием. Исследование позволяет представить общую картину проектирования, организации и реализации непрерывного дидактического процесса формирования и становления субъектной позиции.
Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы для совершенствования современной концепции процесса формирования субъектной позиции обучающегося в образовательном пространстве вуза.
Введение. Многократно увеличившиеся в последнее время миграционные потоки, связанные в том числе с трудовой международной миграцией, и сопутствующие им участившиеся конфликты на национальной почве непосредственно коснулись сферы образования, так как нетерпимость к представителям других культур наиболее радикально проявляется прежде всего среди молодежи. На фоне этих процессов актуализируется проблема подготовки педагогов, способных справляться со своими профессиональными обязанностями в условиях этнического и религиозного многообразия. Поликультурная компетентность в профессиональном стандарте педагога причисляется к числу базовых. Вместе с тем в обязательных результатах освоения основных программ педагогических специальностей компоненты поликультурного образования прописаны недостаточно полно и четко.
Цель публикации – обсуждение необходимости изменения предметного содержания профессиональной подготовки учителей в федеральном университете с учетом специфики многонациональной региональной среды и обоснование целесообразности регулярной диагностики развития поликультурной компетентности у будущих педагогов для отслеживания динамики запланированных личностных новообразований и своевременной их коррекции.
Методология и методы. Методологической базой исследования явились межкультурный, системный и деятельностный подходы как наиболее релевантные, с точки зрения авторов, для современного этапа профессионально-педагогической подготовки. Использовались теоретические и эмпирические методы изучения сформированности компонентов поликультурной компетентности студентов; применялись интервьюирование и анкетирование учащихся, методики количественно-качественного и контент-анализа.
Результаты и научная новизна. Представлен опыт комплексной диагностики уровня поликультурной компетентности студентов педагогических специальностей Сибирского федерального университета (Красноярск). Анализ результатов мониторинга послужил базой для создания модели формирования компонентов данной компетентности, обязательной для педагога, осуществляющего свою профессиональную деятельность в многонациональной и многоконфессиональной среде. Описаны механизмы организации процесса развития поликультурной компетентности на целевом, содержательном, личностном, стратегическом, организационном и технологическом уровнях.
Практическая значимость. Материалы исследования будут полезны работникам образования для повышения качества подготовки педагогов в части формирования поликультурной компетентности; учителям школ, работающим в многонациональных классах с детьми-мигрантами, обучение которых требует не только знания предмета, но и способов социализации школьников исходя из их национальных особенностей.
Введение. Современные научно-инновационные образовательные программы ориентированы на развитие прикладных исследований по приоритетным направлениям отраслевого, межотраслевого и регионального развития. Реализация таких программ наиболее эффективна при сетевой организации процесса обучения. Кроме прочего, модель сетевых отношений «образовательная организация – образовательная организация» является весьма удобной формой осуществления академической мобильности.
Цель публикации – анализ практического воплощения модели сетевого обучения аспирантов в Красноярском государственном медицинском университете и Медицинской школе Университета Ниигаты (Япония).
Методология и методики. В работе использовались теоретический анализ научных достижений сетевой образовательной программы аспирантуры, сравнительно-педагогический метод, обобщение и педагогическое моделирование.
Результаты. Детализированы механизмы налаживания партнерских отношений между университетами разных стран. Представлен опыт сетевого международного образования в аспирантуре, позволивший выработать единую стратегию сотрудничества с зарубежными коллегами в этом направлении. Выявлены преимущества и проблемы использования сетевой формы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. Сформулированы предложения и рекомендации по оптимизации и гармонизации целей, задач и программ сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Практическая значимость. Материалы статьи могут служить базой для создания эффективной системы послевузовского образования и повышения конкурентоспособности российских университетов.
Введение. Организация и совершенствование педагогического сопровождения процесса самоопределения в сфере рабочих профессий является актуальной социокультурной проблемой в современном обществе, так как данное направление педагогической деятельности открывает широкие возможности для достижения высокого уровня развития личности, современного производства и социума в целом.
Цель представленного в статье исследования – разработка концепции педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий.
Методология и методы. Решение поставленной задачи и проверка исходных положений обеспечивались предварительным теоретическим анализом философской, психологической, социологической и педагогической литературы; комплексом диагностических, обсервационных, праксиметрических и таксономических методов; применялись пилотажный, констатирующий и формирующий виды эксперимента; для обработки экспериментальных данных использовались методы математической статистики.
Результаты и научная новизна. Была разработана и научно обоснована целостная система педагогического сопровождения учащихся старших классов, способствующая их сознательному профессиональному выбору в области рабочих специальностей. Выявлены и описаны структура, функции, закономерности, принципы, факторы и механизмы процесса профессионального самоопределения, обеспечивающие эффективность профориентационной работы. Проведенный эксперимент по внедрению в практику концептуальной модели сопровождения показал позитивную динамику показателей профессионального самоопределения школьников. Специально созданные культуросообразные педагогические условия повышают интерес учащихся к рабочим специальностям, стимулируют их творческую активность и рефлексию по поводу собственного профессионального будущего, положительно влияют на изменения ценностных ориентаций, оптимизируют процесс освоения выпускниками школ азов учебно-профессиональной деятельности, что является предпосылкой для дальнейшего успешного продолжения профессиональной подготовки и осознанного рационального построения карьеры.
Практическая значимость. Предлагаемая авторами концепция педагогического сопровождения самоопределения старшеклассников в сфере рабочих профессий может быть использована не только в средних общеобразовательных учреждениях, но и в учебных организациях профессиональной подготовки, а также на курсах повышения квалификации педагогических работников.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Введение. Интернет стал мощным средовым фактором формирования личности современных молодых людей, оказывающим на них далеко не однозначное влияние. Безусловно позитивными выглядят стирание временных и пространственных границ между людьми благодаря интернет-ресурсам, очень удобным для оперативных личных, социальных и деловых коммуникаций, существенное облегчение поиска нужной информации, возможности дистанционного обучения, получения услуг «не выходя из дома» и др. Вместе с тем все более явной становится проблема интернет-зависимого поведения среди подростков и молодых людей, которые в силу возрастной незрелости наиболее уязвимы для разного рода негативных воздействий.
Цели статьи заключаются в комплексном обзоре проблемы взаимосвязи интернет-зависимости с совладающим и отклоняющимся поведением учащейся молодежи и в проектировании процесса психолого-педагогической коррекции интернет-зависимого поведения студентов.
Методология и методики исследования. Ведущим методом исследования было избрано психолого-педагогическое наблюдение. Анкетный опрос и психологическое тестирование позволили выявить взаимообусловленность интернет-зависимости, неконструктивных способов совладающего поведения (конфронтации, бегства-избегания) и девиантного поведения учащихся.
Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «интернет-зависимое поведение». Представлены и обобщены методологические подходы к проблеме изучения интернет-зависимости во взаимосвязи с совладающим и отклоняющимся поведением. Исследованы индивидуально-психологические особенности интернет-зависимых молодых людей, составлен психологический профиль личности интернет-зависимого обучающегося с учетом особенностей его личностных свойств, акцентуаций характера, социального и эмоционального интеллекта. Определены цели, задачи, принципы и методы коррекции личности, имеющей склонность к интернет-зависимости.
Практическая значимость. Материалы статьи представляют практическую ценность для психологов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение учащейся молодежи и реализующих развивающие и коррекционно-развивающие программы.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Введение. Современное высшее образование уже невозможно представить без использования средств информационных и коммуникационных технологий. Вместе с тем информационно-образовательная среда (ИОС) обладает потенциальными угрозами для ее субъектов, в частности из-за наличия в ней возможностей манипуляции сознанием, воздействия на психические и физиологические структуры личности, доступности сайтов террористического и экстремистского характера и т. п. Таким образом, требуются специальные меры по защите ИОС от внешних негативных влияний.
Цель статьи – осмысление проблемы рациональной организации безопасной информационно-образовательной среды вуза, в которой предусмотрена надежная защита ее инфраструктуры, персональных и уникальных данных учащегося и педагога и виртуального пространства их учебного взаимодействия.
Методология и методы. Ведущим подходом к решению обсуждаемой проблемы является системный подход. При проектировании и разработке безопасной ИОС, с точки зрения авторов, целесообразны также личностно-деятельностный и функциональный подходы. Кроме того, в работе использовались методы социально-исторического и теоретико-методологического анализа, моделирование, обобщение опыта образовательных организаций профессиональной подготовки.
Результаты и научная новизна. Уточнено понятие «безопасная информационно-образовательная среда вуза», в котором первое слово должно выражать доминирующее свойство системы. Создание безопасной ИОС трактуется как необходимое условие обеспечения комфортного и качественного процесса профессиональной подготовки студентов. Выделены компоненты безопасной ИОС и представлены направления организации данной среды. Сформулированы практические рекомендации для ее создания и успешного функционирования.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть востребованы менеджерами и административными работниками образовательных организаций.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель статьи – концептуально обосновать и раскрыть сущность авторской технологии проектирования образовательных событий.
Методология и методики исследования. Методологическая основа работы – гуманитарный подход. Для разработки модели влияния образовательных событий на становление педагогической деятельности использовался метод педагогического моделирования. В качестве основных методов подтверждения эффективности технологии проектирования образовательных событий применялись контент-анализ текстов-описаний, метод «кейс-стади», экспертные оценки событийных проектов.
Результаты и научная новизна. Эмпирическим путем выделены характеристики образовательного события: открытие (то, что человек открывает для себя); порождение (результат личного действия); и участие в создании «нового» (новых связей, отношений и опыта). Представлена структура технологии проектирования образовательных событий, включающая работу с понятиями, содержательный и процессуальный компоненты. Данная технология рассматривается как выстраивание последовательных действий: обоснованный выбор содержания, формы, стратегий, методов и средств взаимодействия с учениками с учетом их возрастных особенностей и в зависимости от образовательных целей; педагогическая коммуникация и рефлексия эффектов спроектированного и реализованного образовательного события. Основными условиями, обеспечивающими успешное применение технологии, являются вовлеченность в совместную познавательную деятельность всех ее участников и значимость происходящего для каждого из них, что качественно меняет характер познавательного процесса и порождает реальные преобразования действительности.
Практическая значимость. Опыт автора статьи показывает, что для формирования проектной компетентности у будущего педагога целесообразно введение модуля «Технология проектирования образовательных событий» в учебную дисциплину базового блока «Проектная компетентность педагога» (направление подготовки «Педагогическое образование»). Очевидно, обучение проектированию только на аудиторных занятиях, без участия в нем детей неэффективно. Вовлеченность будущих педагогов в совместную деятельность с детьми по разработке и реализации проектов способна превратить рутинные школьные мероприятия в образовательные события, создать реальные условия для повышения качества подготовки студентов педагогического вуза.
ISSN 2310-5828 (Online)