Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 10 (2013)
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-10

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

3-16 2913
Аннотация

В статье рассматриваются возможности и ограничения использования системно-синергетического подхода в педагогических исследованиях. Выделяется два наиболее важных аспекта проблемы: адаптация идей синергетики как новой познавательной модели в содержании образования и приложение ее математического аппарата к исследованию учебно-воспитательного процесса и управлению им. Отмечается, что использование системно-синергетического подхода не должно сводиться к простой перефразировке педагогических понятий. Его применение в педагогике будет оправданным, если он станет действенным инструментом познания педагогических явлений, поможет в анализе, оценке
и преобразовании педагогического процесса. В результате адаптации его идей должно быть дано более глубокое толкование педагогических понятий, разработаны новые модели содержания образования, обнаружены пока еще скрытые закономерности учебно-воспитательного процесса, сделаны подвижки в решении таких насущных проблем как моделирование образовательных систем, прогнозирование их развития и управление ими. Автор замечает, что, рассматривая адаптацию идей синергетики как инновационное направление научно-педагогических исследований, нельзя отбрасывать того позитивного, что было выявлено до нее с использованием классической диалектики. Это две взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга формы постижения законов и закономерностей образовательного процесса

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

52-66 1292
Аннотация

Возможность оперативного реагирования вузов на изменения потребностей личности, рынка труда и общества в целом приобретает особую значимость в настоящий период реформирования системы
высшего профессионального образования. Гибкость содержания образовательных программ, их соответствие нуждам производства, квалификация выпускников становятся основными факторами для принятия государством решения о выделении бюджетных средств тому или иному учебному учреждению. В статье рассмотрены проблемы, характерные для всех современных отечественных вузов, решение которых позволит обеспечить поступательное развитие системы эффективной подготовки специалистов и конкурентоспособность отечественных вузов. Описывается алгоритм выбора первоочередных мер, направленных на повышение качества обучения специалистов в отдельных образовательных заведениях
и университетских комплексах. Выбор предлагается осуществлять в два этапа: сначала насущные мероприятия ранжируются с точки зрения важности, затем их перечень и последовательность реализации уточняются с позиций максимальной продуктивности затраченных усилий и ресурсов. В качестве инструмента на первом этапе выдвигается метод экспертной оценки, на втором – метод Парето. Процедура применения алгоритма выбора демонстрируется на примере того, как она проводилась в Уральском государственном университете путей сообщения. Материалы изложенного в публикации исследования будут полезны руководителям образовательных учреждений и университетских комплексов.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

80-90 1932
Аннотация

В работе рассмотрены возможности существующих средств интеллектуальной обработки данных, которые в настоящее время активно используются экономистами, маркетологами и бизнес-аналитиками и позволяют на основе анализа количественных и качественных экономических показателей решать вопросы синтеза и прогнозирования финансово-экономических процессов. Адаптация данных методов для
обработки педагогической информации и широкое их внедрение в образовательный процесс могут резко повысить качество управления обучением и контроль над ним. В статье обсуждаются теоретические и практические аспекты применения интеллектуального анализа данных в педагогике, обоснована актуальность данной темы. Проанализированы этапы возникновения и становления направления интеллектуального анализа данных. Продемонстрированы примеры оценивания качественных характеристик учения и личностных характеристик студентов с помощью средств Data Mining.
Автором предложены подходы к составлению шаблонов, лежащих в основе методов Data Mining, которые в совокупности с применением современных программных средств дают возможность производить обработку материалов педагогического мониторинга, выявлять факторы, оказывающие влияние на результат обучения, своевременно корректировать дальнейшую работу учебного заведения, т. е. осуществлять педагогическое управление.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

67-79 1074
Аннотация

В статье рассматриваются методические проблемы подготовки специалистов в высших учебных заведениях художественного профиля. Показаны роль дисциплины «Рисунок» в учебном процессе художественных
специальностей, которая состоит в формировании предметного восприятия и мышления будущих профессионалов; значимость ряда фундаментальных учебных заданий, обязательных для сохранения стабильности и качества образования архитекторов и дизайнеров. Авторы статьи убеждены, что, не ос-
воив умения и навыки академической графики, невозможно грамотно работать над любым художественным или архитектурным произведением. Для архитектора или дизайнера рисунок – главный инструмент убедительного изложения своего замысла. Чтобы успешно овладеть данным инструментом, требуется строгое соблюдение выверенных опытом методов обучения и адекватное количество времени для обретения необходимых умений. В публикации акцентируются негативные тенденции, появившиеся
в современном дизайнерско-художественном образовании: недостаточное внимание к курсу академического рисунка в учебных планах и программах, игнорирование строгой методической последовательности в постепенном усложнении учебных заданий, несоблюдение дидактических принципов, сокращение учебных часов, выделяемых на дисциплину «Рисунок», отсутствие психологопедагогической подготовки у преподавателей-художников и др. В заключение дается ряд методических рекомендаций, которые будут полезны составителям учебных программ и реподавателям (особенно начинающим) художественных вузов, факультетов и кафедр

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

37-51 1297
Аннотация

Автор статьи раскрывает содержание системы тьюторства в современной старшей школе. Основу этой системы составляет комплексная развивающая образовательная технология персонифициро-
ванного обучения, направленная на выявление образовательных мотивов и интересов старшеклассников для создания индивидуальных учебных программ и образовательной рефлексии. Показано, что важную роль в построении данной системы играют формирование тьюторской компетентности педагогов в профильном обучении и создание комфортной коммуникативно-стимулирующей обучающей среды для школьников. Представлена структурно-функциональная модель реализации тьюторских технологий, действенность которой была оценена автором в ходе педагогического мониторинга качества образования старших школьников в условиях профильного обучения. Эффективность создания персонифицированной системы тьюторских технологий определена в трех аспектах: качество образования старших школьников и их коммуникативно-образовательная активность; развитие тьюторских компетенций педагогов в проектировании педагогического мониторинга качества профильного обучения; самооценка и профессиональное самоопределение старших школьников. Экспериментальное исследование показало, что модель внедрения тьюторских технологий способствует значительному повышению качества образования старших школьников.

КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

17-36 1067
Аннотация

Статья является продолжением публикации, размещенной в июньском номере журнала текущего года (№ 6 (105), 2013). Авторы развивают актуальную и мало разработанную в российской высшей школе тему измерения качества результатов образования. Анализируются подходы к созданию и выбору способов и средств измерения уровня освоения дисциплинарных компетенций и их элементов (ЭДК). Показана структура матрицы соответствия формируемых ЭДК и средств контроля итогов обучения. Проиллюстрированы алгоритм заполнения матрицы и привязка показателей тестирования и оценок к соответствующим шкалам. Описан алгоритм дешифрации результатов безусловной процедуры тестирования, приведены примеры расчетов и анализа результатов. Рассмотрены некоторые особенности дешифрации результатов тестирования, в том числе их компенсация. Предложены варианты реализации условной процедуры тестирования, проанализированы их достоинства, недостатки и условия применения. Даны рекомендации по применению изложенного материала.

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

91-104 2591
Аннотация

Статья посвящена аспектам научно-образовательного сотрудничества России и Китая, которое насчитывает не один десяток лет. Показано, что в последние двадцать лет общее российско-китайское образовательное пространство развивается особенно интенсивно, в первую очередь благодаря поддержке национальных лидеров двух государств, о чем свидетельствует заключение целого ряда важных международных соглашений в научно-технической, образовательной и культурной областях. Совместная разработка исследовательских программ и программ подготовки специалистов, научные и образовательные мероприя-
тия, взаимоподдержка академической мобильности преподавателей и студентов, международные конференции и симпозиумы, реализация международных проектов организации учебного процесса и университетского управления, международные конкурсы научных инновационных проектов, студенческие фестивали – вот далеко не полный перечень направлений взаимодействия РФ и КНР. В ходе исследования вопросов партнерства национальных образовательных систем государств-соседей автором использовались общенаучные методы логического познания, анализа и синтеза, а также статистические методы: группировка, выборка, сравнение и обобщение. В публикации приводятся данные о динамике численности китайских граждан, обучавшихся в вузах России начиная с 1950 г. и заканчивая 2013 г.,
и россиян, получивших образование в вузах Китая в последние тринадцать лет. Сообщается, что, согласно прогнозам, к 2020 г. количество китайских студентов в высшей школе РФ увеличится до 40 тыс. человек, а российских студентов в университетах КНР – до 30 тыс. Описаны содержание и перспективы работы регулярно собирающихся с 1993 г. форумов ректоров вузов Сибири, Дальнего Востока России и Северо-Восточных регионов Китая. Демонстрируется, как взаимообогащаются культуры обеих стран во время проведения таких масштабных событий, как «Национальный год Китая», «Национальный год России», «Год китайского языка в России», «Год русского языка в Китае». Укрепление российско-китайского партнерства в области образования на фоне процессов глобализации, усложняющейся международной обстановки, стремительного изменения объема и качества знаний, все более возрастающей роли информации в современных развитых обществах является стратегически значимым для экономической стабильности и устойчивого развития стран в ближайшем и отдаленном будущем. Формы международной научно-просветительско-образовательной совместной деятельности Китая и России становятся все более разнообразными и массовыми. Однако потенциал развития дружеских отношений двух государств в сферах образования и культуры далеко не исчерпан. Требуется поиск дополнительных возможностей для дальнейшего совершенствования механизмов интеллектуального взаимообмена и повышения его эффективности.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

139-153 1713
Аннотация

В статье демонстрируется возрастающее значение системы дополнительного профессионального образования в период становления и развития рыночной экономики. В стремительно преображающихся реалиях постиндустриального информационного общества человеку требуется постоянно пополнять и обновлять свои знания, поэтому все большую актуальность приобретают разработка и освоение различных
моделей непрерывного обучения. А в связи с тем, что Россия стала членом Всемирной торговой организации, особенно обострилась проблема подготовки и переподготовки конкурентоспособных отечественных специалистов. Дополнительное профессиональное образование может стать ключевым элементом в решении данной проблемы, так как именно оно выполняет функции адаптации компетентности кадров к быстро меняющимся конъюнктуре рынка и его требованиям.
Автор публикации излагает результаты исследования, целью которого было изучение возможностей повышения конкурентоспособности работающих граждан в учреждениях среднего профессионального образования, где ведется подготовка кадров, как правило, для конкретных регионов. Раскрывается понятие «конкурентоспособный специалист», перечисляются организационно-педагогические условия, cпособствующие формированию личности такого работника. Представлена базовая модель подготовки конкурентоспособных специалистов для регионального рынка труда. Практическое использование предлагаемой модели показано на примере деятельности отделения дополнительного профессионального образования Новочеркасского государственного промышленно-гуманитарного колледжа.

Один из основных выводов предпринятого исследования состоит в том, что эффективность деятельности структур дополнительного образования обеспечивается регулирующим и опережающим характером содержания обучения, формированием насущных профессиональных компетенций, ориентацией на развитие специалиста как личности и индивидуализацией учебного процесса.

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ

120-138 1219
Аннотация

В статье представлена инновационная концепция обучения иностранному языку как профильному предмету на старших курсах вуза. Ее методологической основой стала модель развития межкультурной сензитивности М. Беннетта, задающая четкое направление постепенного продвижения от этноцентризма к этнорелятивизму. В предлагаемой концепции это продвижение происходит за счет процесса релятивизации национальных стереотипов, которым в иноязычном образовании пока практически не уделяется внимания. Между тем это важнейшие факторы межкультурной коммуникации и естественные механизмы мышления.
Релятивизация национальных стереотипов невозможна без выработки поликультурного (межкультурного) мировоззрения, поэтому в структуру содержания обучения помимо традиционных компонентов: знаний,
умений, отношений/мотивов и опыта творческой деятельности – автор включает еще и поэтапно формируемые мировоззренческие позиции.
В методической системе релятивизации стереотипов выделяются три содержательных блока: этнодифференцирующий, этноинтегрирующий и этнорелятивирующий. Последовательное решение образовательных и воспитательных задач по мере освоения всех трех блоков обеспечивает
преобразование системы национальных стереотипов студентов на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях.
Описанная в публикации концепция обучения была успешно апробирована в ходе опытнокспериментальной работы на базе отделения немецкого языка Забайкальского государственного университета в период с 2010 по 2013 г. Данные проведенного эксперимента достоверно доказывают эффективность методики: существенное снижение у студентов этноцентризма, повышение у них этнорелятивизма и укрепление межкультурной компетенции в целом.

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

105-119 1120
Аннотация

В статье демонстрируется модель подготовки будущих социальных педагогов к преподавательской деятельности в вузах. Разработанная автором модель была апробирована в нескольких высших учеб-
ных заведениях Украины. Выделены общепедагогические и специальные принципы подготовки будущих социальных педагогов к преподавательской деятельности. Представлены основные критерии данной подготовкии.
Основные выводы работы сводятся к следующему: магистерское образование подготовка будущих социальных педагогов во многом зависит от педагогических условий: состояния социально-воспитательной работы в вузе, обеспечения педагогической направленности содержания и интенсификации процесса подготовки, развития мотивации профессионального педагогического самосовершенствования, формирования профессиональной педагогической идентичности. Педагогическая направленность содержания и интенсификация процесса магистерской подготовки социальных педагогов предполагают сочетание дисциплин психолого-педагогического цикла с другими профессиональными дисциплинами, совершенствование содержания дидактического материала, форм и методов обучения. Развитие у будущих преподавателей мотивации к профессиональному педагогическому самосовершенствованию определяет непрерывность профессионально-педагогического саморазвития. Формирование профессиональной педагогической идентичности обеспечивает целостность ценностно-мотивационного, содержательно-операционного и рефлексивного компонентов. Профессиональная идентичность является сложным динамическим феноменом, в процессе становления которого личность проходит те же этапы, что и в процессе социализации – этапы доверия, автономии, инициативности, достижения, идентичности, интимности, творчества, интеграции.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)