Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 5 (2016)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2016-5

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

11-24 706
Аннотация

Цель. Статья посвящена репрезентации утилитаризма как философии образования. Центральная проблема работы – релевантность утилитаристских стратегий современному этапу развития образования в России. 

Методы, результаты и научная новизна. Утилитаризм представлен как образовательная стратегия, выдвигающая на первый план принцип полезности образования, позиционирующая его как средство достижения общественного и индивидуального благополучия. Прибегая к методам ценностно-смысловой редукции и качественного контент-анализа, автор рассматривает основные принципы утилитаристской философии и показывает, каким образом они преломляются в философии образования. На основе ретроспективного сравнительного анализа описана история утилитаризма в евро-американской педагогической культуре и подробно разобраны утилитарные установки относительно образования, широко бытующие в этой культуре в настоящее время. Далее эксплицируется роль утилитаристских стратегий образования в российской прошлой и существующей педагогической теории и практике. 

Главная идея, развиваемая в статье, – наличие двух ценностно-смысловых форм утилитаризма: узко понимаемого (тактического) утилитаризма и широкомасштабного (стратегического). В рамках первого в качестве социально и/или индивидуально полезного выступает узкопрофессиональное, рыночно котирующееся в текущий момент образование. Для него характерны нацеленность на изучение/преподавание «плодоносных» дисциплин и отношение к мировоззренческим дисциплинам как к бесполезным. Стратегический утилитаризм отличается от узко понимаемого тем, что нацеливает не только на удовлетворение существующих потребностей в образовательных услугах, но и на развитие таковых. Сторонники такого утилитаризма усматривают полезность в образовательном процессе не только «плодоносных», но и «светоносных», мировоззренческих наук, что представляется более перспективным, так как подобное разностороннее, «эклектичное» образование способствует приобретению различных профессиональных компетенций и развитию творческих способностей личности, а следовательно, предоставляет значительно более широкие возможности для профессиональной мобильности в условиях меняющейся рыночной конъюнктуры. 

Основной вывод исследования заключается в том, что узко понимаемый утилитаризм деструктивен в силу его нацеленности на сиюминутную выгоду и ситуационный успех. 

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

25-40 461
Аннотация

Цель. В статье раскрываются методологические основы формирования экологической культуры школьников как инновационной подготовки для устойчивого будущего. Авторы учитывают международный и отечественный опыт, связный с опережающим развитием экологической культуры как образовательного ресурса адаптации социума к экологическим ограничениям, рискам, кризисным ситуациям и к современным консолидированным действиям, обеспечивающим устойчивую эволюцию цивилизации. 

Методология и методика исследования. С позиций идей экоразвития (ноосферы, коэволюции, устойчивого развития) и совокупности аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, коэволюционного, культурно-экологического подходов разработан методологический базис построения модели формирования экологической культуры школьников. Обоснованный методический базис позволил сконструировать педагогическую модель формирования экологической культуры школьников, включающую взаимосвязанные целевой, содержательный, процессуальный, результативно-оценочный компоненты. 

Результаты и научная новизна. В статье отражены результаты многолетних исследований авторов в области экологического образования. Дана характеристика экологической культуры обучающихся как цели образования, базирующегося на идеях экоразвития. Показано, что обретение такой культуры ориентирует обучающихся на новые ценности, жизненные смыслы, способы эколого-ориентированных действий и поведения, изменяющие установки потребительского общества и обеспечивающие развитие у подрастающего поколения коэволюционных, духовных установок в условиях постиндустриального общества. Представлена авторская модель формирования экологической культуры школьников, в которой сопряжены философско-методологический, теоретико-методологический и педагогический компоненты, что обеспечивает ее иерархичность и целостность. Раскрыт педагогический инструментарий оценки иохарактеризованы уровни сформированности экологической культуры. 

Практическая значимость. Предложены пути реализации концептуальных аспектов экологического образования в школьной практике. Описано существующее методическое сопровождение формирования экологической культуры школьников: программы, учебники, учебные и методические пособия для учащихся и учителей, изданные в центральных и региональных издательствах России. Разработанная авторская модель и ее методическое сопровождение позволяют педагогам осуществлять свою деятельность в инновационном режиме и реализовать новый социальный заказ на образование в области окружающей среды. 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

41-54 508
Аннотация

Цель данной статьи – обсуждение возможностей образования в формировании «общества знаний», которое является составной частью информационного общества и отражает уровень его социального капитала. 

Методы и методология. Методологической основой рассмотрения указанной проблемы стал системный подход к исследованию социальных процессов, а ведущей методикой – монографический метод, при помощи которого выявлялась философская миссия образовательных учреждений, выполняемая ими до возникновения «экономики знаний» и послужившая фундаментом для дальнейшего развития социума. 

Результаты. Констатируется, что в эпоху «экономики знаний» международная конкуренция подразумевает эффективные меры по поиску талантов и созданию условий для максимально полного раскрытия потенциала одаренности икреативности. Для укрепления благосостояния ипроцветания общества учащимся на всех уровнях образования, и особенно в период профессионального обучения в университетах, необходимо предоставлять те знания, которые будут способствовать выявлению и развитию их индивидуальных талантов и дадут им преимущество в конкуренции с другими на рынке труда в будущем. 

Научная новизна работы заключается в аргументированном доказательстве того, что страны, системы образования которых сосредоточены на качественной академической подготовке, могут обеспечить формирование нового перспективного поколения, что позволит выжить в международной экономической конкуренции. 

Практическая значимость предпринятого исследования состоит в том, что система профессионального образования должна охватывать все сферы экономики, науки и культуры, соответствующие потребностям и интересам государства. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

55-68 589
Аннотация

Цель статьи – раскрыть особенности и возможности научно-исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования (СПО). 

Методы – теоретические: анализ законодательной, нормативной документации; сравнение и обобщение выводов ученых об исследовательской деятельности; эмпирические: педагогическое наблюдение, изучение опыта организации исследовательской работы. 

Результаты. Предложено определение понятия «исследовательское умение»; разработана система организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования, включающая определение подходов к понятию «исследование»; составление программы формирования исследовательских умений и программы подготовки педагогических работников организации СПО к организации и проведению исследовательской деятельности со студентами; определение субъектных функциональных связей для реализации программы исследовательской деятельности; создание инновационной инфраструктуры как совокупности ресурсов и средств, обеспечивающих обслуживание исследовательской деятельности. 

Научная новизна. Предпринята попытка восполнить пробелы в методологии организации научно-исследовательской деятельности в организациях среднего профессионального образования. Выявлены особенности образовательной программы СПО, определяющие формы научно-исследовательской деятельности. Предложены новые подходы к понятию «исследование», формированию исследовательских умений и развитию профессионально-педагогических компетенций преподавателей как субъектов исследовательской деятельности. 

Практическая значимость – применение описанных в статье подходов к проведению исследовательской работы в организациях среднего профессионального образования позволяет повысить уровень обучения студентов и расширить функциональные возможности педагогических работников. 

68-82 511
Аннотация

Цель статьи – научно-методическое обоснование модели компететностно-ориентированного оценивания освоения программ прикладных специальностей с учетом дифференциации академических и профессиональных квалификаций выпускников. 

Методология и методы исследования: системно-деятельностный и компетентностно-ориентированный подход, структурно-функциональный анализ деятельности, обобщение. 

Результаты. Проведен научный анализ проблемы дифференциации квалификаций выпускников профессиональных образовательных организаций по двум направлениям – академическому и практико-ориентированному. Показано, что эти группы образовательных результатов имеют разных заказчиков. Обоснована роль государства как заказчика академических квалификаций и посредника между рынком труда, требования которого оформлены в виде профессиональных стандартов, и системой профессионального образования, выполняющей заказ работодателей на профессиональные квалификации. 
Описана модель, включающая две схемы определения качества образования обучающихся и выпускников – практико-ориентированную и академическую. 

Научная новизна. Обосновано комплексное компетентностно-ориентированное оценивание результатов образования в системе СПО, направленное на идентификацию академических и профессиональных квалификаций выпускников; уточнен понятийно-терминологический аппарат процедур оценки квалификаций в условиях становления Национальной системы квалификаций Российской Федерации. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы исследователями прикладных квалификаций, методистами и специалистами органов управления образованием и профессиональных образовательных организаций для модернизации региональных систем оценки качества профессиональной подготовки. 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

83-96 586
Аннотация

Цели исследования – изучение особенностей профессионального самоопределения подростков, склонных к девиантному поведению, и проектирование программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков. 

Методы и методики исследования. Использовались методы теоретического анализа, эмпирические методы и следующие методики: диагностика склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), автор – А. Н. Орел; опросник Е. А. Климова «Информированность о мире профессий»; опросник для определения профессиональной готовности Л. Н. Кабардовой; анкета для определения личной профессиональной перспективы (ЛПП) Н. С. Пряжникова, а также методы математической статистики (критерий Манна-Уитни). 

Результаты. Выявлены возрастные различия некоторых компонентов профессионального самоопределения подростков, склонных и не склонных к девиантному поведению. Предложен проект программы психолого-педагогического сопровождения подростков с низким уровнем сформированности компонентов профессионального самоопределения. 

Научная новизна и теоретическая значимость работы состоит в расширении и уточнении научных представлений о психологических особенностях подростков, склонных к девиантным формам поведения; предложены пути совершенствования организации психолого-педагогического сопровождения таких подростков в условиях нестабильности общества. 

Практическая значимость работы. Полученные в ходе исследования данные послужили основанием для проектирования программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков разного возраста. Материалы статьи можно использовать в консультативной деятельности психологов, занятых в сфере образования, при построении программ профилактики девиантного поведения подростков, решении практических задач их профессионального самоопределения. 

97-107 454
Аннотация

Исследование, изложенное в статье, проводилось с целью выявления особенностей смысложизненных ориентаций у юношей и девушек с разным уровнем рефлексии. 

Методы. Использовались методы эмпирического сбора данных, методы математической статистики (расчет непараметрического U критерия Манна – Уитни для определения значимости различий показателей; расчет критерия Н Краскалла – Уоллеса для определения влияния уровня выраженности рефлексии на смысложизненные ориентации), методы описательной статистики. 

Результаты. В исследовании приняли участие 45 девушек и 15 юношей в возрасте 21–22 года. При выраженности различных видов рефлексии у испытуемых отмечен высокий уровень развития некоторых смысложизненных ориентаций, однако эта связь нелинейна. Были установлены влияние уровня выраженности рефлексии на смысложизненные ориентации, его гендерно-специфические и гендерно-неспецифические особенности. 

К гендерно-неспецифическим особенностям относятся уровень ретроспективной рефлексии, который обусловливает различную степень удовлетворенности самореализацией, оценку продуктивности и осмысленность пройденного отрезка жизни; уровень ситуативной рефлексии, связанный с пониманием способности индивида к саморегуляции и четкостью представлений о себе как о сильной личности, обладающей свободой выбора; уровень перспективной рефлексии, указывающий на степень успешности прогнозирования вероятных исходов будущей активности и четкость осознания жизненных целей. 

Гендерно-специфические особенности связи рефлексии со смысложизненными ориентациями проявляются в том, что у девушек с высоким уровнем интрапсихической рефлексии высока и степень осознания жизненных целей, личностной свободы и самоконтроля. У юношей такая взаимосвязь менее выражена. 

Научная и практическая значимость работы заключаются в получении новых данных о взаимосвязи рефлексии как фактора саморегуляции и смысложизненных ориентаций как фактора внешней регуляции жизненной активности у молодежи. 

107-122 636
Аннотация

Цель статьи – обобщить результаты изучения креативности в процессе разрешения педагогических конфликтов. Представлены результаты психологического исследования, проведенного среди учителей общеобразовательных школ. 

Методы: теоретический анализ проблемы и предмета исследования, изучение философской, психологической, педагогической, социологической литературы; эмпирические методы (тестирование); методы, стимулирующие проявление креативности педагогов в процессе конструктивного разрешения конфликтных ситуаций (тренинги, групповые дискуссии, ролевые и деловые игры, анализ конкретных ситуаций); методы количественного и качественного анализа полученных результатов (компьютерная обработка данных, их оформление в виде таблиц, схем, рисунков, диаграмм, гистограмм), методы математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, φ-критерий Фишера). Процедура обработки данных осуществлялась с помощью пакета MS Excel и программы статистической обработки «Statistica 8.0». 

Результаты и научная новизна. Конкретизировано научное представление о содержании понятия «креативность педагогов в процессе разрешения конфликтов», «педагогический конфликт», определены психолого-педагогические условия развития креативности условия. Выявлены личностные и поведенческие особенности педагогов с различным уровнем креативности. Обнаружена ее взаимосвязь с особенностями поведения педагогов в конфликтных ситуациях. Доказано, что креативность выступает в качестве одной из детерминант поведения личности, ориентированной на конструктивное разрешение конфликта. 

Разработана и апробирована программа развития креативности, позволившая увеличить уровень творческого потенциала учителей, что в свою очередь благоприятно сказалось на развитии их способности неординарно мыслить и творчески подходить к решению проблемных ситуаций, конструктивно разрешать педагогические конфликты. 

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в психологическом консультировании, а также при подготовке педагогов и психологов или на курсах повышения квалификации. Предлагаемая программа развития креативности педагогов в процессе разрешения конфликтов может быть использована в деятельности психологической службы образования. 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

123-138 348
Аннотация

Цель исследования, представленного в публикации, – показать особенности и определить направления развития школьной педагогики здоровья в Приднестровской Молдавской республике (ПМР). 

Методология и методики. В ходе работы использовался теоретический анализ источников в области педагогики здоровья, статистические данные, методы аналогии, сопоставления, сравнения, обобщения информации, изучение передового опыта школ здоровья ПМР. В качестве ведущих методологических ориентиров были задействованы принципы системного и валеологического подходов. 

Результаты и научная новизна. Раскрыты сущностные характеристики и специфика школьной педагогики здоровья в ПМР, целостно представлен ее генезис в постсоветский период, определены перспективы. Выявлен и проанализирован позитивный опыт сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся приднестровских школ. 

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты носят прогностический характер и пригодны для проектирования организации школьной системы образования. 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

139-157 2325
Аннотация

Цель статьи – раскрыть сущность образовательного коворкинга как принципиально новой формы организации инновационной деятельности педагогов и содержательно-деятельностной технологии ее практического освоения и реализации в условиях дополнительного профессионального образования (ДПО). 

Методология и методы. С позиций проектно-преобразующей антропологической парадигмы и рефлексивно-позиционного подхода раскрыты миссия, содержание, структура и форма ДПО, ориентированного на проектно-сетевое и научно-сервисное сопровождение инновационного развития образовательных организаций и формирования новых профессиональных позиций педагогов. На основе сравнительного анализа механизмов организации коворкинга в экономике, социологии и бизнес-образовании выделены ключевые характеристики модели образовательного коворкинга. Применен метод концептуального моделирования образовательного полипозиционного пространства соорганизации субъектов ДПО. 

Результаты. Предложена и описана методологическая схема образовательного коворкинга, включающая в себя проблемную зону, реализуемую в режиме проектно-аналитических сессий; информационную зону, основанную на современных технологиях управления знаниями; проектно-конструкторскую зону, где в формате проектно-сетевых узлов реализуется работа с уже инициированными проектами и запуск новых проектов; организационную зону, где осуществляется выращивание жизнеспособной общности реализаторов инновационных проектов; главный узел – медиа-хаб – центр концентрации и распределения в точки роста различных ресурсов, обеспечивающих движение обучающихся по индивидуальным траекториям. 

Научная новизна. Раскрыты сущностные характеристики образовательного коворкинга, интегрирующего профессиональную подготовку педагога в соответствии с социальным заказом и его профессиональное развитие с точки зрения его индивидуальных потребностей и возможностей. 

Практическая значимость. Модель образовательного коворкинга обладает высоким потенциалом формирования новых функциональных педагогических позиций в условиях ДПО, трансформации педагогической деятельности в целом через встраивание деятельностных норм в практику образования. 

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

158-175 407
Аннотация

Цель статьи – описание основных положений единой политики поддержки начинающих учителей в странах Европейского союза, в большинстве которых в настоящее время ощущается нехватка педагогических кадров. По разным причинам молодые учителя уходят из профессии, но количество покидающих педагогическое поприще можно существенно сократить, если в начале профессиональной деятельности оказывать им комплексную (личностную, социальную и профессиональную) помощь. Проблема оттока молодых кадров из общеобразовательных школ имеет место и в нашей стране. В связи с этим зарубежный опыт решения данной проблемы весьма актуален. 

Методы. В работе использованы методы анализа, синтеза, обобщения. 

Результаты и научная новизна. На основе содержания документов Европейской комиссии определены основные составляющие рекомендованной к внедрению в странах ЕС программы поддержки начинающих учителей на протяжении индукционного периода. Охарактеризованы необходимые элементы каждой из составляющих индукционной программы, предусматривающей четыре взаимосвязанные системы поддержки: наставничество (менторство), экспертное сообщество, поддержку коллег и саморефлексию. Дано краткое описание этих систем: видов поддержки, целей, ключевых факторов, видов деятельности. Перечислены также общие условия, необходимые для эффективной реализации индукционных программ. 

Практическая значимость. Изложенные в статье материалы исследования могут быть полезны руководителям региональных министерств, территориальных управлений образования, общеобразовательных организаций при разработке системы мер по поддержке молодых учителей. 

КОНСУЛЬТАЦИИ

176-188 412
Аннотация

Целью данной статьи является рассмотрение потенциала мультимедийной презентации и его влияния на укрепление педагогического взаимодействия между преподавателем и обучающимися во время аудиторного занятия. В статье указывается на важность использования данного вида деятельности в учебном процессе в связи с требованиями государственной образовательной политики по отношению к современной ежедневной педагогической практике. Навыки, сформированные у обучающихся в результате работы с презентациями, высоко ценятся работодателями как на отечественном, так и на зарубежном рынках труда и дают их обладателям конкурентное преимущество. 

Научная новизна и результаты. Учебная мультимедийная презентация рассмотрена как особый комплексный вид деятельности, в который на занятии вовлечены все обучающиеся, наделенные соответствующим функционалом и ориентированные на самостоятельный разбор, анализ и оценивание предоставляемой информации. Показано что правильно организованный процесс оценивания студентами друг друга позволяет одновременно решить несколько задач дидактического и методического характера. Однако для этого необходимо разработать систему критериев оценки презентации, которая будет прозрачна и понятна обучающимся, а процесс оценивания будет посилен и не займет много времени. Описан пример возможного варианта системы критериев, на основе которых определяется качество подготовленных студентами презентаций. 

Автором проанализированы программные продукты на базе трех основных платформ (Windows, Linux, MacOs), обладающие разным инструментарием и позволяющие создавать презентации с учетом потребностей пользователей. Приводится сравнение двух наиболее популярных софтверных разработок: программы Microsoft PowerPoint и веб-сервиса Prezi с точки зрения актуальности и целесообразности их использования в учебном процессе. 

Практическая значимость статьи состоит в предложении и описании основных оценочных категорий работы с мультимедийными презентациями на аудиторном занятии. Даны рекомендации по использованию ее ресурсов для налаживания эффективного педагогического взаимодействия с учащимися. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)