Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 25, № 8 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

12-48 1028
Аннотация

Введение. Подготовке высококвалифицированных инженерных кадров сегодня уделяется немалое внимание. Но идущие процессы конвергенции, появление сквозных технологий радикально не только меняют технологическую платформу производства, но и ведут к изменениям в научной картине мира, что непосредственно влияет на характер инженерного мышления, расширяя его диапазон далеко за рамки технической сферы. Без понимания особенностей современного инженерного мышления невозможно проектировать содержание и формы образования будущих инженеров. Активно идущие процессы технологической трансформации порождают в системе образования ситуацию неопределенности, а стремление ответить на возникающие вызовы чаще всего выражается в разрозненных, локальных образовательных решениях, если не опирается на обоснованные концептуальные модели подготовки кадров.

Целью статьи является формирование системного представления о структуре инженерного мышления и обозначение тенденций его трансформации в контексте изменений, идущих на уровне научной картины мира.

Методология, методы и методики. Теоретико-методологический анализ опирался на философскую методологию науки, что позволило выделить основные общенаучные подходы в понимании сущности инженерного мышления и рассмотреть влияние современной трансформирующейся научной картины мира на структуры мышления в инженерной деятельности. Для демонстрации значения полученных теоретико-методологических результатов на основе метода кейс-стади (case study – изучение ситуации) проведена реконструкция и анализ типичных, встречающихся в практике подготовки инженеров и разработке образовательных программ, ситуаций. Кейс-стади применялся как метод научного исследования, имеющий в исследуемой области свои преимущества перед другими эмпирическими методами.

Результаты. Выделены и проанализированы основные методологические подходы в понимании инженерного мышления: практико-ориентированный, феноменологический, концептуальный, контекстный. Обоснована системная модель инженерного мышления, включающая три уровня: технологический (мыследеятельность, технологии мышления); регулятивно-целевой (НКМ, парадигмы, стиль мышления и др.); ценностно-смысловой (ценностные установки, позиции, идеалы, нормы, стратегические приоритеты, смысловые паттерны). Проанализированы типичные кейсы, встречающиеся в практике подготовки инженерных кадров и показано как учет изменений, идущих на уровне НКМ, методологический рефлексивный анализ позволяют скорректировать стратегии проектирования образовательных программ. Раскрыто влияние современной конвергентной среды на формирование ценностно-смысловых и регулятивно-целевых структур инженерного мышления и собственно на формы мыследеятельности инженера. Приведены инновационные модели подготовки будущих инженеров (на примере Российского государственного профессионально-педагогического университета), ориентированные на представленные в статье методологические подходы к пониманию инженерного мышления.

Научная новизна. Новизна предлагаемого исследования определяется расширением теоретико-методологических рамок рассмотрения инженерного мышления и векторов его развития. Если чаще всего вопросы развития инженерного мышления обсуждаются в рамках технологического развития или в логике внутрипрофессиональных трансформаций, то авторы статьи опираются на системное видение научной и инженерной деятельности. Это позволило ввести в поле научного рассмотрения инженерного мышления и инженерной деятельности такие регулятивные эпистемологические структуры, как научная картина мира (далее – НКМ), парадигма, стиль мышления и др., а также ценностно-смысловые структуры мышления и деятельности (ценностные установки, идеалы, эталоны деятельности, нормы, стратегические приоритеты, смысловые паттерны и др.). В теоретическом плане проведенное исследование имеет значение для преодоления узкотехнологического и технократического подходов, для обоснованного определения перспектив развития инженерного мышления в условиях конвергентных процессов.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в определении методологических оснований для практики принятия решений в области подготовки инженерных кадров.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

49-79 492
Аннотация

Введение. Система профессионального образования любой страны ориентирована на подготовку квалифицированных кадров для экономики и всегда тесно связана с социально-экономическими и внешнеполитическими условиями развития государства. В 20-е годы XXI века мировое сообщество столкнулось с рядом вызовов, среди которых пандемия коронавируса, природные изменения и катаклизмы, внешнеполитические конфликты. Проблема поддержки системы профессионального образования в условиях нестабильности приобретает международный масштаб.

Целью данной статьи является представление результатов исследования процессов импортозамещения в материально-техническом обеспечении образовательных программ среднего профессионального образования и оценки готовности образовательных организаций к этой деятельности в контексте новых экономических условий развития России с учетом зарубежного опыта дружественных стран.

Методология, методы и методики. Исследование носит прикладной характер, в нем использовалась методология общенаучного уровня с опорой на анализ находящихся в открытом доступе в сети Интернет документов и материалов. Применялись методы сопоставительного, критериального и кластерного анализа, метод анализа необходимости и достаточности, методы целеполагания и формализации ожидаемых результатов, метод интерпретации.

Результаты. В статье представлены промежуточные результаты исследования адаптации региональных систем среднего профессионального образования к новым экономическим условиям. Предложенный набор критериев и показателей может быть полезен органам исполнительной власти в сфере образования, администрации образовательных организаций для выработки стратегии развития в ближайшие годы. В перспективе авторами планируется подготовить соответствующие методические рекомендации.

Научная новизна. Применен кластерный подход в анализе управленческих стратегий колледжей и техникумов по обновлению и импортозамещению оборудования.

Практическая значимость. Предложен набор критериев и показателей оценки материально-технического обеспечения системы СПО в условиях импортозамещения и построения технологического суверенитета в Российской Федерации.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

80-114 669
Аннотация

Введение. В последние десятилетия в связи с увеличением объема международных научных коллабораций возрастает роль вспомогательных учреждений, которые способствуют развитию научно-публикационных компетенций исследователей. Научно-публикационные компетенции представляют собой совокупность компетенций, необходимых для написания, подготовки, публикации и продвижения научной статьи. Формирование компетенций, связанных с научно-исследовательской и публикационной деятельностью российских исследователей, осуществляется на разных ступенях высшего образования в рамках действующего Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Этот процесс продолжается в рамках программ дополнительного профессионального образования, а также отдельных инициатив вспомогательных университетских подразделений и внеуниверситетских организаций.

Цель данной статьи – проанализировать имеющиеся ресурсы по развитию научно-публикационных компетенций в России с точки зрения возможностей, предлагаемых разными акторами процесса образовательной деятельности.

Методология, методы и методики. В исследовании использовались сравнительно-сопоставительный анализ нормативной документации открытого доступа, а также обзор и систематизация данных с официальных сайтов вспомогательных университетских подразделений и внеуниверситетских организаций, метод глубинных интервью.

Результаты. В статье описаны предпосылки формирования научно-публикационных компетенций в системе высшего образования в России. Приводится обзор эффективных отечественных практик, направленных на развитие научно-публикационных компетенций, с учетом национального контекста и программ высшего образования. В статье представлен обзор функционала вспомогательных подразделений вузов и внеуниверситетских организаций, деятельность которых направлена на поддержку публикационной активности. Определена роль преподавателей академического письма, консультантов, переводчиков, редакторов и рецензентов в развитии компетенций авторов научных публикаций. Обоснована значимость более тесного взаимодействия всех участников публикационного процесса: авторов, переводчиков и редакторов научного текста, преподавателей курсов научного письма с редакторами и рецензентами научных журналов.

Научная новизна данной статьи состоит в детальном описании ресурсов развития научно-публикационных компетенций и их соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта, которые в таком соотношении прежде не исследовались.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы для разработки комплекса мероприятий по систематизации подходов к формированию научно-публикационных компетенций.

115-133 588
Аннотация

Введение. Новая модель приема учащихся, основанная на системе зонирования, вызывает различные проблемы, в том числе неравное количество государственных школ в районе, из-за чего учащиеся сталкиваются с препятствиями на пути к получению надлежащего образования. Происходит снижение мотивации и успеваемости учащихся, поскольку отбор осуществляется только на основе зонирования, а достижения учащихся на предыдущем уровне образования не учитываются. Абитуриенты не могут поступить в высшие школы, потому что они находятся за пределами зоны. Распределение качественных государственных школ неравномерно, что приводит к ограничению выбора и реализации принципа справедливости в доступе к образовательным услугам – неготовности органов местного самоуправления в установленных зонах.

Цель. Исходя из вышеперечисленных проблем, это исследование направлено на поиск различий в успеваемости при поступлении, прогнозирование успеваемости от начальной школы до неполной средней школы и определение прогнозов выпускных документов с помощью системы зонирования успеваемости учащихся.

Методология и методы исследования. В исследовании использовался количественный подход с октября 2021 года по март 2022 года. Выборку исследования составили 356 учащихся, поступивших в государственную неполную среднюю школу в 2018 году и окончивших неполную среднюю школу в 2020 учебном году. Для этого исследования была использована пропорциональная случайная выборка. Размер исследовательской выборки определялся посредством рассмотрения способов приема новых учащихся: по системе зонирования, на основе академических и неакадемических достижений, на основе подтверждения низкого экономического статуса и на основе перевода родителей с постоянного места жительства на другое место работы по назначению. При анализе данных использовали дисперсионный анализ ANOVA и множественный регрессионный анализ при уровне значимости 5 %.

Результаты и научная новизна. Результаты не показали никакой разницы в средних табелях успеваемости учащихся младших классов средней школы, при поступлении в неполную среднюю школу через систему зонирования. По результатам одностороннего дисперсионного анализа получено значение F = 1,298 при уровне значимости 0,275. Доказано, что различия в способах поступления учащихся в неполную среднюю школу, а именно на основе зонирования, достижений, подтверждения и перевода родителей, не влияют на их успеваемость в неполных средних школах. Существует линейная регрессия от успеваемости учащихся в начальной школе к успеваемости учащихся в неполной средней школе. Частичное и параллельное тестирования показывают, что не доказано, что успеваемость в начальной школе влияет на успеваемость в младшей средней школе. Когда учащиеся заканчивают начальную школу, их успеваемость имеет слабую прогностическую силу в отношении успеваемости в средней школе. Средняя оценка национального экзамена в начальной школе, средняя оценка в табеле начальной школы и средняя оценка экзамена в начальной школе, используемые в качестве требований для поступления в неполную среднюю школу в системе зонирования, имеют предсказательную силу только в пределах от 1,4 % до 2,7 %.

Практическая значимость. Родители могут использовать это исследование для принятия решений об образовании своего ребенка. Родителям не нужно беспокоиться о системе зонирования, реализуемой правительством при приеме новых учеников, потому что она не влияет на достижения детей на уровне образования, которое они получают. Школа должна также осуществлять систему отбора обучающихся надлежащим образом, для того чтобы качество образования в каждом учебном заведении поддерживалось и родители не беспокоились о выборе места для обучения своего ребенка.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

134-161 1213
Аннотация

Введение. В настоящее время в условиях реформирования системы образования все очевиднее становится тенденция, связанная с повышением требований к интеллектуальным и психоэмоциональным возможностям всех участников образовательного процесса. В условиях, когда возрастает количество эмоционально насыщенных событий, вопрос формирования и поддержки эмоционального благополучия школьников становится особенно актуальным. Ключевой характеристикой школьной среды становится эмоциональное благополучие, определяемое нами как стабильное эмоционально-положительное состояние ребенка в образовательной среде, основанное на удовлетворении возрастных потребностей, осознании переживания собственных эмоций и владении навыками эмоциональной саморегуляции и рефлексии.

Целью настоящей статьи является постановка и рассмотрение проблемы эмоционального благополучия, теоретический обзор научных подходов к его операционализации, определение методологических оснований и направлений оценивания эмоционального благополучия российских школьников.

Методология, методы и методики. В рамках данной работы для достижения поставленной цели нами использовались теоретические методы, такие как обзор научной литературы современных отечественных и зарубежных авторов, системный, сравнительный и логический анализ современных подходов к рассмотрению эмоционального благополучия школьников. Методологическая основа исследования представлена положениями позитивной психологии, а также основана на концепциях субъективного благополучия (N. Bradburn, E. Dinner) и психологического благополучия (C. Ryff), теории самодетерминации личности (M. Seligman, R. M. Ryan, E. L. Deci), теории экологических систем (U. Bronfenbrenner).

Результаты и научная новизна. Выделены научные подходы к рассмотрению эмоционального благополучия школьника, на основании которых проведена операционализация данного понятия, выделены направления оценивания эмоционального благополучия, классифицированные по двум основаниям: социальная среда и личностные особенности школьника.

Практическая значимость. Полученные результаты будут положены в основу разработки дизайна эмпирического исследования особенностей эмоционального благополучия российских школьников. На основе полученных эмпирических данных станет возможным разработка программы поддержки эмоционального благополучия школьников как ключевого фактора, определяющего его эмоциональное самочувствие в образовательной среде в условиях постоянных общественных трансформаций.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

162-185 1486
Аннотация

Введение. Студенты университетов часто сталкиваются со многими трудными ситуациями, которые могут спровоцировать их гнев и, таким образом, сделать их менее способными контролировать себя и свое поведение. Это может препятствовать их росту, психологическому и академическому развитию, что приведет к большему личному конфликту и дискомфорту, эмоциональному и физическому насилию, росту преступности, чувству незащищенности, отсутствию концентрации и меньшему социальному взаимодействию.

Цель исследования – рассмотреть стратегии преодоления гнева как состояния и эмоциональной черты с учетом переменных «Социальный статус» и «Уровень достижений».

Методология и методы исследования. Для анализа данных был использован количественный метод. В исследовании приняли участие 256 студенток из Прикладного университета Аль-Балка (BAU), выбранных случайным образом. Для сбора данных использовались две шкалы: 1) шкала гнева как состояния и как черты, включающая 30 пунктов (15 пунктов измеряют гнев как эмоциональное состояние, которое варьируется по своей интенсивности, а 15 пунктов – как эмоциональную черту); 2) шкала стратегий совладания с гневом, содержащая 34 пункта, разделенных на шесть доменов для определения различных способов положительной или отрицательной реакции людей на раздражающие ситуации гнева (прямое выражение гнева, акцент, поиск социальной поддержки, рассеивание, избегание и ослабление гнева).

Результаты. Результаты выявили статистически значимые различия в зависимости от социального статуса и уровня достижений, тогда как не было выявлено статистически значимых различий в стратегиях преодоления гнева в зависимости от социального статуса. Они также показали, что преобладающая стратегия совладания с гневом – поиск социальной поддержки.

Научная новизна. Это исследование является одним из немногих в арабском мире, в котором изучалась взаимосвязь между гневом как состоянием или чертой и стратегиями преодоления в выборке студенток в зависимости от их социального статуса и уровня достижений. Это помогает обогатить теоретическую литературу о гневе и знания исследователей и студентов, проясняя взаимосвязь обсуждаемых переменных.

Практическая значимость. Во-первых, результаты исследования могут привлечь внимание работников системы образования, обратив внимание на взаимосвязь между гневом как состоянием и гневом как эмоциональной чертой, а также на стратегии преодоления гнева, используемые учащимися женского пола. Эти знания могут помочь в разработке программ, направленных на уменьшение гнева среди студенток. Во-вторых, исследование может способствовать разработке методов решения проблем, которые положительно влияют на социальную и академическую адаптацию студенток.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

186-219 728
Аннотация

Введение. Оказание психолого-педагогической помощи обучающимся с синдромом дефицита внимания и гиперактивности на сегодняшний день является серьезной и актуальной проблемой как в российской системе образования, так и за рубежом. Проблема обусловлена увеличением числа детей, страдающих данным синдромом и недостаточной готовностью современного учителя осуществлять профилактическую и коррекционную работу с указанной категорией обучающихся в условиях общеобразовательной школы. Одним из наиболее частых осложнений синдрома дефицита внимания и гиперактивности у младших школьников наряду с трудностями в обучении являются эмоциональные нарушения (неадекватно заниженная, либо завышенная самооценка, тревога, депрессия, аффективные вспышки). В связи со сложившейся ситуацией в системе образования, современный учитель должен быть готов к профилактике осложнений синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а также к коррекционной помощи детям с данным синдромом.

Цель. Определить структуру готовности будущего учителя осуществлять профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы.

Методология, методы и методики. Методологической основой исследования выступают принципы деятельностного, системного, и компетентностного подходов. В ходе исследования были использованы две группы методов: теоретические (анализ, синтез, классификация, обобщение) и эмпирические (методы опроса, анализ документации). Методика исследования включает в себя авторскую анкету «Выявление у учителей начальных классов теоретических, методических и психологических трудностей профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с СДВГ», методики «Самооценка эмпатичных способностей» (Ю. М. Орлова, Ю. Н. Емельянова) и «Психологический портрет учителя» (З. В. Резапкина, Г. В. Резапкина), а также интервью.

Результаты. Анализ результатов диагностики показал, что у респондентов отмечаются поверхностные теоретические и методические знания о психофизиологических особенностях детей с СДВГ, а также организации их обучения в условиях общеобразовательной школы. В среднем меньше половины респондентов дали верные ответы на вопросы теоретического блока. В методическом блоке также отмечается профессиональный дефицит в вопросах организации обучения и воспитания детей с СДВГ в условиях общеобразовательной школы. В ходе исследования были выявлены проблемы организационного и содержательного характера в отношении профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с СДВГ в условиях общеобразовательной школы, среди которых: отсутствие психолого-педагогической поддержки данной категории обучающихся; низкий уровень теоретических и методических знаний учителей начальных классов в области психолого-педагогического сопровождение обучающихся с СДВГ; дефицит умений и навыков педагогов в вопросах профилактики и коррекции эмоциональных нарушений; отсутствие специальных программ психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях общеобразовательной школы; нежелание учителя работать с данной категорией обучающихся; нежелание родителей детей с СДВГ сотрудничать с учителем в отношении обучения и воспитания своего ребенка.

Научная новизна. На основе описанных профессиональных качеств современного учителя, определена структура готовности будущего учителя осуществлять профилактику и коррекцию эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы, которая включает в себя следующие компоненты: мотивационный, теоретико-методологический, психолого-педагогический, методический. Дана качественная характеристика компонентов данной структуры с позиции возможности профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Результаты исследования могут применяться в процессе подготовки учителей начальных классов в системе высшего образования, а также в системе дополнительного профессионального образования в рамках реализации программ повышения квалификации учителей по актуальным проблемам современного образования в целом, и, в частности по проблемам профилактики и коррекции эмоциональных нарушений у младших школьников с дефицитом внимания и гиперактивности в условиях общеобразовательной школы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)