ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Цель статьи – обратить внимание работников образования всех уровней на необходимость повышения качества подготовки учителей к исследовательской деятельности.
Методология и методы исследования. На основе анализа результатов наблюдений, бесед и анкетирования учителей в возрасте от 23 до 30 лет, имеющих педагогический стаж от 1 года до 5–6 лет, и изучения образовательной практики дана оценка современного состояния инновационных процессов в массовой школе и качества вузовской подготовки педагогов к исследовательской деятельности.
Результаты. Выявлена недостаточная готовность молодых учителей к самостоятельной исследовательской деятельности. Установлено, что даже тот опыт, который они приобрели в процессе выполнения выпускных квалификационных работ, остается невостребованным современной образовательной практикой, из которой вытеснены инициативные инновации вследствие несовпадения образовательной политики и реальной образовательной практики. Раскрыты причины нежелания молодых специалистов совмещать образовательную и исследовательскую деятельность: отсутствие инновационной среды, академическая загруженность, бытовые и личные трудности, а главное, нежелание и неспособность осуществлять самостоятельный научно-педагогический поиск. Определены проблемы в руководстве выпускными квалификационными работами и в организации педагогической практики студентов.
Новизна. По совокупности исследовательских действий, составляющих предметное содержание изыскательской деятельности, осуществлен мониторинг самооценки молодых учителей. Обоснована необходимость усиления методологической подготовки будущих педагогов и отказа от узкой, предметной, специализации вузовского обучения.
Практическая значимость. Описаны различные способы организации работы с начинающими учителями по совмещению предметного и исследовательского аспектов их профессиональной деятельности.
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ
Цель статьи – философско-педагогическое осмысление и раскрытие механизмов применения принципа деятельности при решении задач программно-методического обеспечения профессионального образования на основе обобщения научного наследия Н. Е. Эргановой.
Методология и методы. В основу исследования положена герменевтическая методология. Ведущие методы анализа – интерпретация, осмысление, понимание, а также анализ, сравнение, противопоставление, синтез, обобщение.
Результаты. На основе содержания работ Н. Е. Эргановой создана интерпретационная модель актуализации принципа деятельности при разработке методики профессионального образования. Согласно этой модели личностное и профессиональное становление человека достигается главным образом за счет актуализации его интеллектуального и созидательного потенциала, превращения его в относительно самодостаточного субъекта образовательной деятельности.
Научная новизна. Раскрыты философско-методологические основы и технологический инструментарий применения принципа деятельности в процессе решения задач программно-методического обеспечения профессионального образования; доказана целесообразность разработки деятельностной стратегии профессионального образования в современных условиях.
Практическая значимость. Положения и выводы статьи могут быть использованы при разработке современной концепции методической деятельности, в процессе программно-методического обеспечения образовательной деятельности в организациях профессионального образования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Целью статьи является обоснование необходимости модернизации профессионального образования на основе применения процессного и проектного подходов.
Актуальность данной проблемы обусловлена изменением требований рынка труда к характеристикам современного специалиста и отсутствием научно обоснованной стратегии подготовки педагогических кадров для системы профессионального образования.
Методы и методология исследования. В качестве методологических оснований разработки стратегии развития профессионального образования были избраны процессный подход, обеспечивающий непрерывность управления образовательной системой и нацеленный на повышение качества профессиональной подготовки, и проектный подход, ориентированный на внесение изменений в систему традиционно сложившегося образования.
Результаты и научная новизна. Выявлены основные тренды и проблемы модернизации профессионально-педагогического образования в условиях перехода к шестому технологическому укладу. Стратегическим ориентиром преобразований является трансформация профессионально-педагогического образования в гуманитарно-технологическое; а условием успешной реорганизации – интеграция процессного и проектного подходов в управлении образовательными системами. Выделены идентификационные признаки указанных подходов в системе инновационного образования. Рассмотрено реконструирование этих подходов в объекты образовательных инноваций. Обозначены первоочередные задачи модернизации системы профессионального образования: содействие методологической подготовке педагогов и развитие их готовности к инновациям; определение приоритетных направлений научно-образовательной и инновационной деятельности образовательных учреждений; оптимизация реализуемых образовательных программ и усиление их профессионально-педагогической направленности на основе проблемно-модульного проектирования содержания образования; изыскание технологий формирования и развития социально и профессионально важных компетенций и качеств педагога профессиональной школы; научно-педагогическое обеспечение психолого-педагогической подготовки и повышение квалификации педагогических работников. Сформулированы требования к организации развивающей профессионально-образовательной среды и самого образовательного процесса. Определена тематика целевых образовательных проектов, направленных на повышение качества психолого-педагогической подготовки и повышение гуманитарно-технологической квалификации педагогов профессиональной школы.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования ее результатов при проектировании инновационной образовательной деятельности в системе профессионально-педагогического образования.
Цель статьи – обсуждение внесения изменений в практику профессионального высшего образования, которые заключаются в усилении и акцентировании в учебном процессе воспитательной компоненты.
Методы и методология исследования – анализ состояния высшего профессионального образования и регламентирующих его функционирование положений Федерального закона «Об образовании в РФ»; текстоцентрический подход к воспитанию человека культуры – ответственного за свою деятельность специалиста-профессионала.
Результаты и научная новизна. Доказывается, что одной из главных причин кризиса современного российского высшего образования является устранение из него важнейшей составляющей – воспитания – и превращение профессиональной подготовки в образовательную услугу, которая сводится только к обучению, не обремененному моралью и нравственностью. Подробно обосновывается тезис о том, что воспитание, осуществляемое на основе национальных ценностей и традиций и являющееся нравственным фильтром нации, должно вернуться в высшую школу на качественно новом уровне. Для этого предлагается авторская контентная трехфакторная педагогическая модель – последовательность воспитательных и обучающих действий и установок, использующихся в локальном образовательном пространстве с учетом закономерностей развития профессиональной компетентности обучающихся и специфики получаемой ими специальности. Модель интегрирует три фактора воспитания человека культуры: 1) человека духовного, 2) человека нравственного, 3) человека интеллектуального; и строится на основе принципа текстоцентризма, который понимается как дидактическая конструкция взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе прикладного (относительно будущей профессии) освоения учебной дисциплины. Описываемая в статье модель рассматривается на примере дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере». Подчеркивается, что текстовой контент дисциплины (ее предметное содержание) должен быть ориентирован на профессионально-личностное и личностно-ценностное развитие обучающихся, наполнен духовными и нравственными ценностями, которые будут способствовать воспитанию необходимых духовных и нравственных качеств личности студента, развивать мотивацию к получению фундаментального образования и совершенствованию интеллектуальных операций.
Практическая значимость. Представленная в публикации модель дает возможность студенту подняться на уровень самовоспитания, планировать профессиональное саморазвитие и выстраивать индивидуальную траекторию профессиональной карьеры.
ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цели статьи: проведение историко-философского и лингвистического анализа этического и метафизического учения Аристотеля о коррупции вообще; обсуждение с формально-этической точки зрения проблемы коррупции фундаментальных научных исследований; определение места и роли фундаментальных научных исследований в рыночной экономике знаний в целом и в «Бостонской диаграмме» в частности.
Методология и методика изложенного в публикации исследования включали историко-философский и логико-лингвистический анализ текстов; построение и изучение простейшей дискретной математической модели исследуемого нравственного феномена на уровне искусственного языка двузначной алгебры естественного права и морали; применение такого концептуально-образного инструмента экономической теории, как «Бостонская диаграмма».
Результаты и научная новизна. Впервые дано определение понятия «фундаментальное научное исследование», необходимо включающее в себя временной параметр и знание о полезности (практической значимости) результатов данного исследования.
Практическая значимость. Выведенная трактовка понятия «фундаментальное научное исследование» дает возможность в каждый вполне определенный момент времени устанавливать вполне определенную (изменяющуюся со временем) границу между фундаментальным и прикладным научным поиском. Предлагаемый автором эффективный критерий фундаментальности научных исследований, а также точное указание их места и роли в жизненном цикле знания как товара в рыночной экономике (на концептуальном уровне Бостонской диаграммы) позволяют обозначить актуальную проблему коррупции научной сферы в новом свете, что при наличии некоторых дополнительных условий может способствовать ее разрешению.
КВАЛИМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ
Цель статьи – описание таксономической модели, позволяющей диагностировать уровни сформированности соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта базовых компетенций, которыми должны обладать педагоги дошкольных образовательных организаций и родители детей дошкольного возраста.
Методология и методика. Исследование базировалось на квалиметрическом и компетентностном подходах, предполагающих педагогическую экспертизу структуры, содержания и уровней формирования базовых компетенций субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования.
Результаты. Обоснована необходимость формирования базовых компетенций педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и родителей детей, посещающих детские сады. Показано, как этот процесс должен воспроизводиться в индивидуальных образовательных маршрутах, направленных на создание оптимальных условий для развития ребенка раннего возраста.
Научная новизна. Предложена многофункциональная таксономическая модель формирования компетенций педагогов и родителей дошкольников. Данная модель отображает компетентностно-ориентированные образовательные цели субъектов образовательного процесса в системе дошкольного образования и позволяет диагностировать степень их достижения.
Практическая значимость. Представленная в статье авторская модель может использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов ДОУ, а также при обучении родителей дошкольников – воспитанников этих учреждений.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Цель. Статья раскрывает авторский подход к понятию социально-психологической адаптации.
Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы теоретические методы исследования – обзорный анализ и синтез подходов к изучению таких конструктов, как адаптация и дезадаптация; практические методы – методики диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА) и многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (CPQ). Исследование носило констатирующий характер. Статистическая обработка осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel. Для выделения личностных факторов, влияющих на уровень адаптации воспитанников суворовского училища, применялся метод множественного регрессионного анализа.
Результаты. Описаны полученные в ходе эмпирического исследования факторы социально-психологической адаптации и дезадаптации подростков, поступивших на первый курс обучения в суворовское военное училище (СВУ) Министерства обороны РФ (МО РФ). Продемонстрированы особенности адаптации курсантов к условиям военного учебного заведения. Особое внимание уделено личностным характеристикам воспитанников, повышающим вероятность возникновения дезадаптации. Обоснована необходимость и показаны возможности организации психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в учебном заведении закрытого типа.
Научная новизна. Предложен авторский подход к понятию социально-психологической адаптации; выделены основные показатели успешности этого процесса в условиях СВУ и показатели, позволяющие прогнозировать риск возникновения дезадаптации, а следовательно, своевременно проводить профилактические мероприятия. Сделан вывод о том, что развитие адаптационных способностей подростков должно осуществляться через личностные компоненты.
Практическая значимость. Выделены «мишени» коррекционно-развивающего воздействия на этапе адаптации подростков к образовательной деятельности в закрытом военно-учебном заведении. Обозначены перспективные направления изменения акцентов в содержании психолого-педагогического сопровождения подростков на начальном этапе обучения в училищах военного типа. Материалы статьи могут быть использованы при разработке программ адаптации младших учащихся довузовских образовательных организаций МО РФ.
СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
Цель публикации – показать возможности формирования новых подходов к развитию надпрофессиональных компетенций студенческой молодежи в современных условиях.
Методы. В работе использовались такие теоретические методы, как анализ научной литературы, анализ документов, касающихся темы исследования, обобщение эмпирических данных.
Результаты и научная новизна. В статье обобщен многолетний опыт развития надпрофессиональных компетенций у студентов Томского государственного университета. Представлены кейсы двух структурных подразделений вуза: Центра социально-профессионального волонтерства и Парка социо-гуманитарных технологий. Проанализированы авторские эффективные образовательные технологии. Показана реальная, основанная на усилении роли внеучебной практической работы возможность переключения деятельности вуза с теоретической (знаниевой) подготовки студентов на практикоориентированные обучение и воспитание, формирующие у выпускника широкий кругозор, развитые навыки коммуникации, стремление к сотрудничеству, саморазвитию, творческому применению полученных знаний и продолжительному обучению – т. е. надпрофессиональные компетенции. Описано организационное и образовательное сопровождение данного процесса.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть экстраполированы на деятельность других высших учебных заведений России.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ОБРАЗОВАНИИ
Цель статьи – показать возможности сетевой модели деятельности университетов, адаптированной к специфике образовательного пространства Палестины. Такая модель позволит, по мнению автора, преодолеть различные проблемы, с которыми сталкивается палестинская высшая школа, изыскать дополнительные ресурсы для ее развития, позитивно изменить процесс обучения и культуру преподавания в университетах.
Методы и методология. Исследование опирается на контекстуальный подход к организации высшего образования.
Результаты и научная новизна. Описана альтернативная традиционному обучению сетевая модель высшего палестинского образования. Доказывается, что для ее реализации необходимо создание центров преподавания и обучения (ЦПО) в высших учебных заведениях. Предназначение таких организаций, осуществляющих работу по сетевому принципу, состоит в поддержке инновационных процессов в высшей школе, повышении ее конкурентоспособности на местном, региональном и международном уровнях через привлечение к решению социальных и образовательных задач как можно большего числа способных и высококвалифицированных профессионалов. Автор, исходя из личного опыта преподавательской и организаторской работы в сетевом поле, объединяющем различные вузы Палестины, полагает, что благодаря сетевому сотрудничеству ЦПО способны стать локомотивом проведения эффективных реформ в образовательной сфере на территории государства. Подобные центры могут исполнять координационную роль в создании и претворении в реальность общественно-образовательных проектов с участием всех заинтересованных сторон и комплексным учетом потребностей общества, развивающегося в условиях конфликта.
Практическая значимость. Внедрение в практику высшего образования предлагаемой в публикации модели поможет добиться качественных перемен в деятельности палестинских университетов, сделать высшую школу более интегрированной в социальные и экономические процессы в государстве.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Цель публикации – научное обоснование необходимости реализации дифференцированного подхода в организации физического воспитания учащихся на основе учета индивидуально-типологических особенностей возрастного развития.
Методы. Двигательные способности учащихся изучались посредством измерения: силы (становая динамометрия), силовой выносливости (подтягивание на перекладине), скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места), а также скоростной способности (бег на 30, 60 или 100 м, в зависимости от возраста), аэробной выносливости (бег на 1000 или 3000 м, в зависимости от возраста). Динамика интегральной физической подготовленности (ДИФП) каждого учащегося рассчитывалась путем вычисления среднего арифметического значения темпов прироста развития перечисленных выше двигательных способностей (результаты 5 тестов). Оценка общего интеллекта (ОИ) школьников 8, 10 и 11-х классов, студентов 1–3-х курсов осуществлялась посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой [13], а школьников 6-х классов – посредством интеллектуального теста (ГИТ) [1].
Результаты. Экспериментально установлено, что у учащихся 6, 8, 10, 11-х классов и студентов 1–3-х курсов при бóльшем уровне интеллекта наблюдается низкая динамика физической подготовленности. Напротив, у учащихся с меньшим уровнем интеллекта выявлена более высокая динамика физической подготовленности. Выраженные несовпадения в динамике развития умственной и двигательной сфер взрослеющей личности интерпретируются как индивидуально-типологические особенности возрастного развития. На основании полученных фактов делается вывод, что организация физического воспитания на основе программно-нормативного подхода с едиными унифицированными требованиями к занимающимся не позволит создать качественных условий для физического воспитания подрастающего поколения и формирования устойчивой мотивации к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Научная новизна. На основе экспериментального исследования впервые представлены научные данные об устойчивых различиях в динамике развития физической подготовленности учащихся, различающихся уровнем общего интеллекта.
Практическая значимость. Результаты исследования могут стать основанием для разработки дифференцированного подхода в организации физического воспитания с учетом индивидуально-типологических особенностей возрастного развития. Различные траектории развития, обусловленные разными темпами приближения к уровню «зрелости» функций, требуют предъявления учащимся дифференцированных по сложности требований, двигательных задач и, как следствие, соответствующих критериев оценивания их физической подготовленности.
ЭТНОПЕДАГОГИКА
Цель статьи – раскрыть способы освоения народных казахских инструментально-исполнительских традиций в процессе проведения уроков музыки в первых классах школ Республики Казахстан.
Методы исследования. В работе использовались такие методы, как анализ, обобщение и систематизация литературы; опрос первоклассников и рефлексия результатов опроса.
Результаты и научная новизна. Обозначена единая стратегическая линия музыкального обучения: восприятие – воспроизведение – творчество. Выявлены основные принципы отбора содержания музыкального воспитания: принцип полихудожественности и принцип контраста, учитывающие психологические особенности младшего школьного возраста. Выделены и описаны образовательные модули как эффективные способы освоения младшими школьниками народных инструментально-исполнительских традиций. Разработано содержание четырех таких модулей для уроков музыки в первых классах.
Практическая значимость. Успешно апробированное содержание четырех авторских модулей популяризации и присвоения учащимися культурного национального наследия было спроецировано на систему музыкальных занятий с дошкольниками в отдельных дошкольных образовательных учреждениях Петропавловска, что позволяет утверждать: данные модули могут быть использованы не только в практике общеобразовательных школ, но и в системе дошкольного образования.
КОНСУЛЬТАЦИИ
Цель публикации – рассмотреть наиболее типичные недостатки, встречающиеся в кандидатских и докторских диссертациях по экономическим наукам. Статья основана на опыте работы автора в качестве члена диссертационного совета, рецензента и оппонента диссертационных работ.
Методы. В работе использованы методы анализа, сравнения, обобщения.
Результаты и научная новизна. Вскрыты и систематизированы имеющие методический характер и не зависящие от конкретной темы работы просчеты и ошибки, имеющиеся в кандидатских и докторских диссертациях экономической проблематики. В частности, на конкретных примерах разобраны вопросы, касающиеся работы с информационными источниками, интернет-ресурсами; варианты правильного и неверного использования инструментария информационных технологий; прикладные проблемы результатов научных исследований и др.
Практическая значимость публикации заключается, во-первых, в рекомендациях автора по поводу нивелирования и устранения общих недостатков диссертационных работ и научных статей; во-вторых, в предложении общеметодического плана по внедрению стандартов обучения в аспирантуре.
ISSN 2310-5828 (Online)