Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 19, № 8 (2017)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-8

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

9-28 465
Аннотация

Введение. В настоящее время в связи с утверждением в экономике VI технологического уклада и возникновением феномена трансфессии – вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям, – назрела необходимость в модернизации сложившейся в стране практики профессиональной подготовки кадров. Для этого авторы статьи предлагают использовать разработанную ими профессионально-образовательную платформу с учетом профиля подготовки специалистов. Цели публикации заключаются в описании феномена транспрофессионализма, определении исходных установок к его пониманию и в характеристике блочно-модульной модели платформы, предназначенной для формирования транспрофессионализма педагогов профессиональной школы. Методология и методы. В процессе исследования применялись такие теоретические научные методы, как анализ; синтез; конкретизация; обобщение; а также гипотетико-дедуктивный и проектный методы. Построение модели платформы формирования транспрофессионализма осуществлялось с опорой на многомерный, трансдисциплинарный, сетевой и проектный подходы. Результаты и научная новизна. Обоснована актуальность обсуждаемой проблемы распространения в производственно-экономической сфере и сфере оказания услуг явления транспрофессионализма, требующего качественно новой содержательной и технологической подготовки специалистов. В частности, констатируется, что в ходе социально-технологической эволюции мировой и российской экономики понятие «профессия» утрачивает свое первоначальное значение как область общественного разделения труда, а конкурентоспособными и востребованными на рынке занятости населения становятся транспрофессионалы, способные к выполнению широкого спектра специализированных видов профессиональной деятельности. Представлены структура, принципы и механизмы функционировния профессионально-образовательной платформы формирования транспрофессионализма субъектов профессиональной деятельности. Продемонстрированы эвристические возможности проектирования стратегических академических единиц на базе методологии транспрофессионализма. Практическая значимость. Материалы статьи могут представлять интерес для методологов, методистов и педагогов системы непрерывного профессионального образования.

 

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

29-46 296
Аннотация

Введение. Модернизация образования и формирование его содержания в соответствии с современными реалиями и в свете перспектив развития общества являются сегодня наиболее острыми проблемами, так как от их решения зависит будущее страны. Цель статьи – обосновать необходимость при проведении образовательных реформ опоры на достижения отечественной педагогической науки, на использование идей выдающихся российских ученых-педагогов, богатое наследие и идеи классиков педагогики, а также на привлечение к активному участию в модернизационных процессах широкой педагогической общественности. Методология и методики. В исследовании использовались такие теоретические научные методы, как анализ педагогической и методической литературы, нормативных документов; исторический, сравнительно-сопоставительный и логический виды анализа содержания образования; прогнозирование. Результаты и научная новизна. Выделены два основных диаметрально противоположных направления стратегических целей образования, от выбора которых будет зависеть будущее России. Первое связано с раскрытием способностей каждого ученика, развитием аналитических способностей и критического мышления, воспитанием личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Второе нацелено на подготовку потребителя, способного квалифицированно пользоваться результатами творчества других, готового для жизни в «обществе навыков». Первое направление требует наличия в образовании фундаментальной составляющей, ориентированной на стратегические перспективы; второе – утилитарно-практического обучения, удовлетворяющего преходящие сиюминутные запросы. На основе концепции содержания образования, ядром которой является идея трансляции последующим поколениям социокультурного опыта, продемонстрирована тесная взаимосвязь знаний и навыков. Констатируется, что без знаний, приобретая только набор определенных навыков, человек превращается в робота-исполнителя, который не может самостоятельно действовать в критических ситуациях. Утверждается целесообразность разумного сочетания консервативности и инновационности при изменении содержания образования и осуществлении реформ. Подчеркивается требование осторожного обращения с высокочувствительной сложной образовательной системой, эффективное управление которой возможно лишь при мягком вмешательстве в ее внутренние процессы, а не через навязывание жестких планов и схем, чреватое разрушением системы, на что указывают положения синергетической методологии. Практическая значимость. Материалы статьи вносят свою лепту в прогнозирование возможных сценариев развития образования и будут интересны как методологам и специалистам управления образованием, так и преподавателям выcшей школы, учителям и всем, кто заинтересован в благополучном будущем российской системы образования, а значит, и государства в целом.

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

47-74 261
Аннотация

Введение. Высокий уровень экологической культуры в современном обществе является важнейшим условием самосохранения и устойчивого развития человеческой цивилизации. Процессы глобализации заставляют рассматривать экологические проблемы с опорой на поликультурную практику, учитывать национальные и региональные особенности в их целостности и совокупности, для чего требуется международное сотрудничество не только на правительственном уровне, но и на уровнях экспертных сообществ, отдельных страт социума и конкретных граждан. На это указывают многочисленные исследования, материалы и документы международных форумов, саммитов и конференций ООН и ЮНЕСКО. Цель данной публикации – представить авторский дидактический комплекс средств развития экологической культуры студентов и продемонстрировать потенциал преподавания иностранных языков (на примере французского) для формирования экологической культуры студентов посредством развития межкультурной коммуникативной компетентности. Методология и методики. При создании интегративной модели развития экологической культуры в качестве ведущего был избран культурологический подход. Во время работы были использованы системный анализ содержания экологического образования; обобщение теории и практики реализации международных стратегий развития экологической культуры и анализ эффективности педагогических технологий, предназначенных для этой цели; моделирование процесса формирования экологической культуры студентов. Диагностика компонентов экологической культуры студентов осуществлялась с помощью очного анкетирования, наблюдения, сравнительного анализа групповых взаимодействий учащихся. Были задействованы также педагогический констатационный эксперимент, методы педагогического проектирования форм организации образовательной среды, дизайн образовательной программы, методы графического представления результатов исследования. Результаты и научная новизна. Выделены принципы развития экологической культуры. Обосновывается, что основным механизмом этого развития в глобальном мире становится межкультурная коммуникация. Произведен отбор наиболее продуктивных, с точки зрения авторов, инновационных педагогических технологий формирования экологической компетентности студентов. На основе полученных анкетных данных определены факторы, способствующие, по мнению студентов, повышению уровня индивидуальной экологической культуры. Выяснилось, что наибольшее значение учащиеся придают участию в международных экологических проектах, экологическому туризму и знакомству с традициями разных народов; вместе с тем очень низко оценивают роль знания иностранных языков, чтения зарубежных непере-водных источников по вопросам экологии и в целом значимость межкультурного общения. Сделан вывод о том, что при изучении иностранных языков в вузе не уделяется должного внимания вопросам экологической культуры и обучающиеся практически не получают опыта межкультурного взаимодействия. Предложена интегративная дидактическая модель формирования экологической культуры студентов, системообразующим ядром которой является межкультурная коммуникация. На базе модели спроектирована образовательная программа курса «Развитие экологической культуры студентов в процессе межкультурной коммуникации на французском языке»; описаны итоги ее апробации. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны для совершенствования содержания дисциплины «Иностранный язык» и в целом образовательного процесса в высшей школе, направленного на развитие экологической культуры студентов.

 

 

 

75-89 205
Аннотация

Введение. Современные студенты заканчивают вузы в условиях негарантированной занятости и предоставления им полной свободы профессионального выбора после получения диплома о высшем образовании. Цель изложенного в публикации исследования – описать процесс профессионального выбора выпускниками бакалавриата как решение прогностической задачи. Методология и методики исследования. Работа базируется на анализе и обобщении литературы по проблемам профессионального самоопределения, теории антиципации, психологии прогнозирования, моделирования прогностической деятельности на речемыслительном уровне. В качестве эмпирического метода использовался эксперимент, стимульным материалом которого явилась прогностическая задача. Результаты и научная новизна исследования. Дана характеристика прогностической задачи. Кратко представлена авторская методика «Прогностическая задача: профессиональный выбор», в ходе апробации которой получены эмпирические данные о профессиональных намерениях выпускников-бакалавров. Выявлены наиболее слабые звенья процесса профессионального выбора учащейся молодежи: недостаток актуальной системной информации для осуществления данного выбора; несформированность профессиональной самоидентификации и гипотетического мышления у студентов в период их обучения в вузе. Обозначены направления дальнейших исследований профессионального самоопределения выпускников вузов: выявление его психологических детерминант; сравнение исходных установок трудоустройства у студентов федеральных и региональных вузов; анализ особенностей профессионального выбора выпускников различных профилей подготовки. Практическая значимость. Материалы исследования могут служить основанием для разработки практических рекомендаций, позволяющих оптимизировать педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза в соответствии с получаемым ими образованием. По мнению авторов статьи, для сокращения контингента выпускников, не планирующих трудоустраиваться в соответствии с получаемым дипломом, требуются целенаправленная работа по формированию профессиональной идентичности и обучение студентов методикам прогнозирования, помогающим как осознанному профессиональному самоопределению, так и приобретению умений справляться с разнообразными профессиональными задачами, принимая самостоятельные взвешенные решения.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

90-108 269
Аннотация

Введение. В последнее время в связи с переменами в отношениях между работодателем и учителем, обусловленными внедрением профессионального стандарта педагога и распространяющейся практикой заключения так называемых «эффективных контрактов» между образовательными учреждениями и преподавателями, в научно-педагогическом сообществе активно обсуждаются проблемы мотивации современных учителей и их ценностного отношения к своей профессии. Цель публикации – рассмотреть феномен профессиональной приверженности педагогов как критерий их психологической готовности к принятию новых реалий, обусловленных изменившимися квалификационными требованиями, выдвигаемыми профессиональным стандартом. Методы и методики. В ходе работы были использованы сравнительный анализ и синтез существующих в зарубежной психологии подходов к изучению феномена профессиональной приверженности. Эмпирическое исследование приверженности российских учителей к профессии проводилось на основе авторской методики «Опросник профессиональной приверженности». Статистическая обработка полученных в ходе опроса данных осуществлялась на базе программы Statistica 7.0. Применялся метод факторного анализа. Результаты и научная новизна. Проблематика профессиональной приверженности до сих пор разрабатывалась преимущественно зарубежными учеными. В исследовании, изложенном в данной статье, впервые предпринята попытка спроецировать данный исследовательский опыт на изучение профессиональной приверженности учителей России. Сопоставлены имеющиеся модели профессиональной приверженности. Доказывается, что структура каждой модели зависит от профессиональной и культурной принадлежности состава целевой выборки конкретного исследования. Обозначена специфика психологического содержания профессиональной приверженности российских педагогов. На основе систематизированных результатов опроса учителей выделены структурные компоненты такой приверженности: «профессиональная аффективность» (идентификация и эмоциональная привязанность к избранной специальности, удовлетворенность своим призванием, чувство профессиональной гордости, приятие цеховых целей и ценностей), «профессиональная стабильность» (ощущение сложности ухода из профессии и чувство профессионального долга) и «профессиональная активность» (желание отдать себя профессии, тратить дополнительные время и силы ради профессиональной самореализации). Сделан вывод о том, что осознанное принятие педагогом на себя строгих профессиональных обязательств сопровождается ощущением слишком больших затрат на избранную профессию, что является одной из причин повышенной тревожности и низкой готовности учителей к внедрению профессионального стандарта. Практическая значимость. Материалы исследования позволяют лучше понять особенности профессиональной приверженности педагогов и могут быть полезны при разработке программ по формированию системы профессиональных ценностей.

 

109-127 257
Аннотация

Введение. Современным военным нередко приходится справляться со служебно-боевыми задачами в нестандартных, а иногда и в экстремальных ситуациях. В связи с этим актуализируется проблема психолого-педагогической поддержки профессионального становления военнослужащих в плане формирования их ценностных установок и готовности к исполнению своих профессиональных обязанностей в условиях неопределенности. Для эффективного решения данной проблемы требуется изучение различных психологических аспектов ценностных ориентаций военнослужащих. Цель представленного в статье исследования – установить взаимосвязь между системой ценностей, социально-психологическими установками молодых военнослужащих и их личностной готовностью к переменам. Методология и методики исследования. В ходе работы были использованы обзорный анализ и обобщение содержания работ, посвященных ценностным ориентациям, социально-психологическим установкам личности и индивидуальной готовности людей к переменам. На этапе эксперимента применялись «Портретный ценностный опросник (пересмотренный)» – PVQ-R (Portrait Values Questionnaire – Revised) Ш. Шварца; методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной; методика PCRS («Личностная готовность к переменам»), разработанная А. Ролником, С. Хезером, М. Голдом и К. Халлом в адаптации Н. Бажановой и Г. Л. Бардиер. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась при помощи программы статистической обработки информации – SPSS версии 19. Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость исследования системы ценностей и социально-психологических установок молодых военнослужащих в процессе их профессиональной социализации – пока работ подобной тематики очень мало. Обозначены критерии сформированности данной системы; выявлены значимые корреляции ценностей, социально-психологических установок личности военнослужащих и их личностной готовности к переменам, которая является сегодня одним из важнейших элементов психологической подготовки воина к выполнению служебно-боевых задач. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть востребованы войсковыми психологами при организации психолого-педагогического сопровождения начинающих свою карьеру военнослужащих и проведении соответствующих тренингов; при разработке рекомендаций для командного состава военных подразделений и преподавателей военных образовательных учреждений по планированию и осуществлению воспитательной работы с молодыми офицерами.

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

128-146 226
Аннотация

Введение. Процессы прогрессирующей глобализации ослабляют национальное единство многих стран, поэтому в современном мире для соблюдения внутригосударственных общенациональных интересов особую значимость приобретает формирование у молодежи национальной идентичности как инструмента гармонизации межэтнических и социокультурных отношений. Российское поликультурное общество нуждается в оформлении и конкретизации смыслового содержания своей новой идентичности как фундамента для сплочения и духовного единения граждан страны. В этой связи полезно знакомство с имеющимся опытом генерирования национальной идентичности в государствах с развитой поликультурной структурой. Цель представленного в статье исследования заключается в создании на основе осмысления зарубежной педагогической практики комплекса приемлемого для российской системы высшего образования научно-методического инструментария для формирования национальной идентичности. Методология и методики. Методологической основой работы явилась концептуальная модель структуры идентичности личности и межкультурного взаимодействия, раскрывающая суть понятий национальной идентичности, этнокультурных и национальных стереотипов. Для проведения эмпирического исследования использовались методы анкетного опроса и контент-анализа; применялись также компаративнный, культурно-исторический и контрастивный методы. Результаты и научная новизна. Уточнено определение понятия «национальная идентичность», у которого пока нет однозначной и общепризнанной трактовки по причине сложности термина и относительно короткой истории его употребления в российских педагогических исследованиях. Выделены структурно-содержательные компоненты национальной идентичности – когнитивный, эмоционально-чувственный и поведенческий, которые соотносятся с национальным сознанием, национальными чувствами и национально- обусловленными поступками и действиями человека. Описаны и терминологически маркированы существующие в разных странах педагогические подходы к развитию национальной идентичности: инклюзивно-деятельностный (США), инклюзивно-мозаичный (Канада), инклюзивно-ценностный (Австралия). В характеристиках этих подходов указаны как положительные, так и отрицательные элементы. Подчеркиваются принципиально разные аксиологические ментальные и духовные основы России и стран Запада. Утверждается, что позитивные зарубежные практики (воспитание активной гражданской позиции, поликультурной толерантности, способностей защитить свои права, бесконфликтно взаимодействовать с представителями различных культур и др.), не противоречащие специфике российской национальной системы ценностей, могут стать материалом для разработки программ и отбора средств формирования национальной идентичности молодых людей в отечественных вузах. Практическая значимость. Показан возможный педагогический механизм системного процесса становления и укрепления национальной идентичности студентов, живущих и обучающихся в полиэтническом окружении. Для этой цели предлагается комплекс интерактивных и рефлексивных технологий, позволяющих трансформировать должным образом содержание образования, влиять на личностные мировоззренческие и социально-значимые установки студентов; моделировать поликультурную среду. Приводится примерный перечень показателей сформированности национальной идентичности как качества будущих специалистов.

 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

147-162 1168
Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме противостояния информационным рискам, транслируемым через сеть Интернет. В ситуации отсутствия внешних преград на пути вредоносных информационных потоков актуализируется необходимость формирования информационной культуры школьников; их способности осмысленного восприятия и критической оценки информации, почерпнутой в сети; выбора адекватных поведенческих моделей во время выхода в интернет-пространство. Цель предлагаемого вниманию исследования – изучение состояния информационной безопасности школьников, выяснение роли внешних ограничений и возможностей внутриличностной фильтрации вредоносного интернет-контента в зависимости от возраста детей. Методология и методики. Методология исследования базируется на современных подходах к проблеме социализации личности. Для определения степени осведомленности учащихся, их родителей и педагогов в области информационной безопасности использовался адаптированный вариант опросника Фонда развития Интернет. Результаты и научная новизна. Теоретический анализ позволил установить соотношение основных – запретительно-ограничительного и личностно-развивающего – подходов к обеспечению информационной безопасности школьников с учетом закономерностей их взросления. Эмпирическая часть исследования показала снижение внешнего контроля пребывания ребенка в сети по мере его взросления на фоне преобладания ограничительных установок у педагогов и родителей. В связи с объективными причинами ослабления внешних ограничительных фильтров на пути вредоносного контента по мере расширения социальной активности развивающейся личности обоснована необходимость личностно-развивающего подхода к формированию информационной культуры детей начиная с раннего возраста. Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реализации мер информационной безопасности школьников на разных ступенях обучения. Подчеркнута необходимость повышения информационно-коммуникационной компетентности педагогов и родителей учащихся.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

163-187 183
Аннотация

Введение. В условиях глобализации рынка труда российская система дополнительного профессионального образования призвана способствовать повышению уровня конкурентоспособности работников, уже закончивших высшие учебные учреждения. Одной из востребованных компетенций сегодня является способность к эффективной коммуникации на родном и иностранном языках, обеспечивающая продуктивное социокультурное и профессиональное взаимодействие и профессиональную мобильность специалистов. Однако существуют противоречия между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта о необходимости формирования продвинутого и высокого уровней иноязычной компетентности у обучающихся на различных направлениях подготовки в высшей школе, с одной стороны, и недостаточно разработанным педагогическим и методическим инструментарием для успешного обучения иностранным языкам – с другой. Цель публикации – показать возможности формирования иноязычной компетентности у слушателей курсов системы дополнительного образования на основе дискурсивных практик решения коммуникативных задач. Методология и методы. Проблема совершенствования языковой подготовки в высшей школе обсуждается с позиций синергии педагогической науки и прикладной лингвистики. В качестве методологической базы разработки модели формирования способности к речевому взаимодействию на иностранном языке были избраны системно-синергетический, коммуникативно- деятельностный, дискурсивный и технологический подходы. В ходе исследования использовались методы анализа и синтеза. Результаты и научная новизна. Материалы, представленные в статье, вносят вклад в теорию и методику дополнительного профессионального образования в части эффективного освоения специалистами иностранного языка и обретения ими навыков межличностной и профессионально-ориентированной коммуникации. Расширено представление о дискурсивной иноязычной компетенции за счет методологически обоснованного ее определения и описания аспектов ее содержания и компонентов структуры. На материале обучения английскому языку спроектирована педагогическая технология и сконструирован алгоритм формирования дискурсивной иноязычной компетенции как базовой метапредметной составляющей иноязычной компетентности. Выявлены критерии готовности и способности обучающихся к коммуникации на иностранном языке; описаны показатели, характеризующие уровни сформированности дискурсивной иноязычной компетенции. Практическая значимость. Предлагаемая авторская технология позволяет реализовать широкий диапазон инвариантов дискурсивных практик, что значительно увеличивает возможности эффективного обучения иностранному языку специалистов различных отраслей экономики и производства и учащихся разных уровней подготовки. Представленные в статье результаты исследования могут быть полезны при разработке учебно-методических комплексов в системах повышения квалификации и дополнительного профессионального образования.

 

188-203 281
Аннотация

Введение. В условиях всемирной глобализации одним из наиболее ярких показателей конкурентоспособности университетов является академическая мобильность студентов, аспирантов, преподавателей и научных сотрудников, подразумевающая их достаточно свободное и грамотное владение иностранным языком, прежде всего английским. До недавнего времени данное требование не предъявлялось к российским ученым. Однако в последние годы в связи с ускорением процесса интернационализации высшего образования, чтобы обеспечить собственное эффективное функционирование и остаться востребованными на рынке образовательных услуг, отечественные вузы вынуждены оперативно восполнять пробелы в знании иностранного языка у своего профессорско-преподавательского состава (ППС). Цель публикации – описать на основе методики и требований уровневых экзаменов Cambridge English Language Assessment накопленный за три года (2015–2017) опыт оценки результатов обучения английскому языку ППС Уральского федерального университета. Методы и методики. Исследование, которое носит междисциплинарный характер и находится на стыке психологии, лингвистики и педагогики, проводилось на основе статистического анализа и обобщения средних значений результатов тестирования по английскому языку с учетом качественных и количественных оценок речевых навыков: чтения, письма, аудирования и говорения; а также критериев выполнения лексико-грамматической части экзамена (для уровней В2, С1). Результаты и научная новизна. Обоснована необходимость укоренения и развития в вузах системы Cambridge English для повышения уровня владения английским языком ППС. Проанализированы данные внешней экспе тной оценки экзаменационного центра Cambridge English Language Assessment об итогах обучения иностранному языку целевой аудитории – высокоинтеллектуальной элиты федерального вуза. Несмотря на общепринятое мнение о том, что продуктивные навыки (письмо и говорение) формируются дольше и сложнее, чем рецептивные (чтение и аудирование), выявлено, что в среде представителей профессуры и преподавательского состава университета существует противоположная тенденция: больше всего трудностей возникает с восприятием устных текстов, меньше – с письмом и говорением. Практическая значимость. Изложенное в статье исследование дает дополнительное понимание специфики обучения английскому языку взрослых, а именно членов профессорско-преподавательского состава университетов, и особенностей их когнитивных возрастных процессов при усвоении навыков владения иностранным языком. Материалы представленной работы будут полезны преподавателям иностранного языка и администраторам вузов при осмыслении организации дополнительного образования для изучающих иностранные языки в условиях искусственного билингвизма и при корректировке программ с целью усиления эффективности такого обучения.

 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)